Vosapex.ru

Ремонт и отделка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стол слоги схема

Слоговой анализ

С 30.03.15 "Слоговой поезд" Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

— Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

Рассказать, кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом . . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

— Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

— Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: "В слове "лиса" два слога, потому что 2 гласных звука — "И", "А"

— Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный — согласный, твёрдый — мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы. Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог — это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие "слог" и "слово", поэтому лучше употреблять понятие "часть" (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило " Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: б уууу с ыыы.

2. Назвать гласные звуки: "У", "А".

3. Сосчитать, сколько гласных звуков в слове: 2 гласных звука.

4. Сделать вывод: "В слове "бусы" 2 гласных звука, значит 2 части".

5. Произнести слово по частям: "бу — сы".

6. Назвать части по прядку: "Первая часть "БУ", вторая часть "СЫ"

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Для этого предлагаю игровое упражнение "назови гласные звуки в слове". Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: "А, О, У, И. Э, Ы".

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки — "фф аааа рртт уууу кк".

3. Назови гласные звуки: "А", "У"

4. Сосчитай и ответь: "Сколько гласных звуков в слове "фартук"?". "В слове "фартук" 2 гласных звука"

Деление звуковой схемы на стопы

«…Когда схема выстраивается в длинную строку 0 и1, то как их отделить без труда, группами, чтобы не перепутать эти хореи-ямбы?
Ну, например:

1. «Стоят берёзки в парке городском»
0101010001
или 0001010001?
или 0100010001?

Что-то даже засомневалась, где правильней…
Ну, допустим, это первая строка, тогда:
01 010 10 001 ,
ямб, амфибрахий, хорей, пеон четвертый. Так?

2. Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0 (это у Вас)
получается так:
мойдЯ -дясА -мыхчЕст- ныхпрА — вил

Как-то не вяжутся переносы в моём понимании, Алла.
Если расписать по словам, то 010 10 10 10 В принципе то же самое, но группировка другая. И названия им другие. Я запуталась. Так как же верно?»

Вопрос замечательный, потому что часто, выстроив строку из 0 и 1, я сама начинаю «тупить»: как их разделить на группы, если явно однотипного рисунка не видно? То ли это мои ошибки, то ли у меня ритм составной (такие тоже бывают, но о них позже), то ли я чего-то в написании схем не ухватила…. Скажу честно, очень меня долго мучили эти вопросы, да и сейчас иногда тревожа: не простое дело – деление ритма на стопы и определение его правильного названия.

Читайте так же:
Паспортный стол реквизиты для оплаты

Но мы с вами в подавляющем своем большинстве – не теоретики. Мы практики – прикладники, то есть мы прикладываем необходимый нам минимум знаний и опыта к стихам, чтобы они ГАРМОНИЧНО (приятно для слуха и в поддержку теме) ЗВУЧАЛИ. Вот наша самая главная задача. Нам не надо писать учебники и отвечать теорию на экзамене. Поэтому в этом сборнике я с точки зрения некоторых корифеев теоретического стихосложения, может быть, начну вам «чушь прекрасную нести», но зато эти мои Чайниковские подходы, будут работать на вас.

Главное, что нужно понять и запомнить Чайнику, это два правила:

1. СХЕМУ ВЫ СОСТАВЛЯЕТЕ С УЧЕТОМ ФОНЕТИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ (обозначая 1 фонетическое ударение В ЗНАЧАЩИХ СЛОВАХ), а вот НА СТОПЫ ДЕЛИТЕ, НЕВЗИРАЯ НА ГРАНИЦЫ СЛОВ, ориентируясь только на знак 1 – место ударного слога.

Что значит в значащих словах? Понятие «значащий», конечно, расплывчатое, значение слова зависит от акцентов смысла, от контекста , но в общем и целом НЕЗНАЧАЩИМИ словами являются:

-все предлоги (от, пред, из, за . и т.п.),
-односложные союзы (и, а, но . и т.п.),
-притяжательные местоимения из одного слога типа «мой, свой, твой» (часто стоящие в начале строки),
-междометия типа «ах», «ух», «ой», «ай» и т.п. (их, кстати, вообще лучше избегать в стихах!)
— и др.

КАК ПРАВИЛО при произношении все эти слова произносятся слитно с рядом стоящим словом, то есть, безударно. Все остальные 1 в звуковой схеме – это фонетические ударения слов.

2. В русских СЛОВАХ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЧИСЛА ИХ СЛОГОВ, МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНО ФОНЕТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Поэтому если вы вставили в строку многосложное слово, то у вас, хотите вы того или нет, обязательно появятся стопы полностью безударные, вида 00 или 000.

О безударных стопах мы подробно поговорим в следующей главе (это важно и не так просто, как кажется!), сейчас вам важно понять и запомнить, что появление в вашем рисунке звуковой схемы нескольких подряд стоящих нулей – еще не повод для отчаяния.

Вернемся к примеру, предложенному читателем:

«Стоят березки в парке городском»
а) Рисую схему фонетических ударений (щелкая не глядя на клавиши 0 и 1 одновременно с прочтением строки вслух)
0101010001
б) начинаю делить на стопы, обращая внимание на расположение 1. Почти везде они идут через слог, и только в конце сидят сразу три 0 подряд. Доверюсь началу – разделю цепочку по парам: (вставляя «пробел» между парами)
01 01 01 00 01

Ура! Лишние нули образовали милую безударную пару, которая никому не мешает и ничего не портит! Это – двусложник (потому что 1 появляется здесь через один слог!), а поскольку ударение на каждом втором слоге, то (смотрим таблицу метров из предыдущей главы), то это – ямб, причем – 5-истопный (у нас пять пар) !

Была бы 1 на каждом первом слоге – был бы хорей. Например:
«Три девицы под окном»
1010001 – строка фонетических ударений
10 10 00 1 – деление на стопы.

Типичный хорей, 4-х стопный . Последняя стопа в виде 1 – просто лишена безударного окончания (мужская рифма на конце!). Но если есть ударение – есть и стопа.
А вот если на конце одиночный 0 (женская рифма), то отдельно стоящий 0 сам по себе стопу не образует.

Например: «стоят березки в парке опустевшем»:
01 01 01 00 01 0
Это тоже пятистопный ямб, 5 пар и довесок, но довесок безударный, значит стопы он не образует. Хотя число слогов у нас в строке изменилось — это для сведения тех, кто проверяет свой ритм исключительно КОЛИЧЕСТВОМ слогов в строчке и плюет на расположение ударных слогов!

«А оно мне надо – какой метр и сколько стоп?»- спросите вы. И я соглашусь – не очень-то и надо! Не так важно, как называется, как важно понять и прочувствовать расположение ударных слогов – именно они образуют наш ритм. Если 1 стоят на нужных местах- и на слух, и зрительно на схеме подчиняются единому правилу – значит, стихи будут звучать гармонично, а привередливые судьи (если вы подадите свое стихотворение на конкурс), не станут брюзжать и отбраковывать ваш шедевр при первом прочтении пакета.

К сожалению, не все так просто и очевидно, как нам хотелось бы. С трехсложниками и четырехсложниками еще приходится помучиться – ибо в них очень часто помимо «правильного» — схемного ударения, появляются еще и дополнительные – сверхсхемные ударения, которые в слове есть, но в стихах произносятся безударно. Не переживайте! Одолеем и это.

Возьмем трехсложник (амфибрахий) –звуковую схему, где 1 возникает после двух подряд нулей:

Как море волною бросает бессильную шлюпку,
Где брызги алмазными искрами дно заполняют,
Так слово бездумное полнит сознания губку:
То к цели торопит, то в новый тупик загоняет…
010010010010010
010010010010010
010010010010010
010010010010010

Делю схему на стопы, ибо рисунок здесь вполне очевиден:

010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010

Читайте так же:
Стол жениха и невесты кто где сидит

В этом примере автор долго и тщательно подбирал слова так, чтобы фонетические ударения точно падали в места иктов – здесь нет ни безударных стоп, ни дополнительных ударений. Что, в общем-то, редкость. Наш среднестатистический автор пишет, как дышит – легко и нисколько не заморачиваясь подбором слов – ни по точному смыслу, ни по гармоничному звучанию. Чаще всего мы встречаем такие примеры:

Август в самом соку-
месяц позднего лета,
солнце ласково греет,
в небесах та же синь,
но одежда осин
безвозвратно желтеет,
всё ж явилась с букетом
осень в жёлтом шелку.

Сразу расставляю фонетические ударения:
101001
1010010
1010010
001001
001001
0010010
1010010
101001

С первого взгляда, не разберешь, что это — то ли двухсложник, то ли трехсложник, то ли составной ритм (логаэд). Помогает чтение вслух – он подсказывает, что икты (ритмические ударения) четче всего слышны на каждом третьем слоге. Очень похоже на анапест (001), попробую разделить по три слога в стопу:

+01 001
+01 001 0
+01 001 0
001 001
001 001
001 001 0
+01 001 0
+01 001

Так оно и есть, это — анапест, просто автор «писал, как дышал», захотелось ему где-то в начале строки поставить слово с фонетическим ударением на первом слоге (1, 2, 3 7, 8 строки), а где-то – обошелся без таковых, подобрались у него слова с безударным началом. Греха большого в этом нет (в этом примере нет, в других – другой разговор!), ритм все равно прочитывается со сверхсхемным ударением (что обозначается, как +). На местах сверхсхемного ударения читается КАК БЫ безударно, и в итоге имеем не совсем чистый, но вполне законный 2-хстопный анапест.

Тем не менее, схема помогла нам понять звуковую структуру нашего стихотворения. Ритмического распада ударений, за который часто судьи отбраковывают наши конкурсные произведения, здесь нет. Что это такое, и когда он возникает (как его увидеть схемой, если ухо не слышит), мы обязательно поговорим далее. Но в следующей главе – немного о безударных стопах – это необходимое продолжение сегодняшней темы.

Также, в акцентологическом корпусе русского языка обозначены множественные ударения в словах, возможно это что-то не то, но интересно, вот, например:

Сно̀ва в нѐбе блѐщет про̀синь,
Лѝст кружѝтся зо̀лото̀й,
Ѝ опя̀ть сия̀ет о̀сень
Бѐсполѐзной кра̀сото̀й. << по два обозначенных ударения в слове
[С. М. Соловьев. «Снова в небе блещет просинь. » (1921)]

Даже с тремя есть:

Та̀м под кро̀влею̀ желѐзной
Про̀тяну̀лося̀ окно̀, << три обозначенных ударения в слове
Ѝ решѐткой бѐсполѐзной
Нѐ зако̀вано̀ оно̀.
[А. А. Фет. Замок Рауфенбах (1840)]

Сергей, про полусильные ударения я знаю, но для тех целей, которые преследует данная статья и наша страница, эта информация не является насущной. Здесь учатся азам стихосложения и практикуются в написании стихов без типичных ошибок техники исполнения, участвуя в конкурсах. Я уже однажды просила Вас не разворачивать научную полемику на этих постах — я ее не поддержу и она не конструктивно. Для начала докажите свое личное мастерство победой в конкурсе ТМА. Успехов!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка
Читайте так же:
Что значит ломберный стол

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.
  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
— Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.

Деление слов на слоги

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог. Определение Фонетический слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рую состав­ля­ет глас­ный звук или глас­ный с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воздуха.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг

Слог

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

  • о-кунь
  • а-ир
  • бо-ло-то
  • во-ло-кно

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Стихи про слоги

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

Читайте так же:
Как поднять плиту до уровня столешницы леруа

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Односложные двусложные многосложные слова

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

Читайте так же:
Стол царапает пол

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
— Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
— Какой это лес?
— И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
— Какие лисята?
— Что они любят делать?
— Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги .
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
( Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
— Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
— Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
— Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
( В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector