Vosapex.ru

Ремонт и отделка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура и Проектирование | Справочник

Традиционная русская мебель

Ещё совсем недавно, в 1960-1970-х годах прошлого столетия почти в каждой деревенской избе стояли огромные старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно постелены домотканые половики. Кое-где до сих пор сохранились прялки, расписные и резные, колёсные и лопастные, берестяные и плетёные изделия. А на стол вечерами выставляли нестареющий тульский самовар, подле которого собирались все члены семьи и неторопливо пили ароматный горячий чай. Таинственно пахло травами, сушёным можжевельником и вереском, подвешенными к деревянным притолокам. Если среди суеты многоэтажного мегаполиса тот ушедший сказочный мир всё ещё дорог вам, наш рассказ о предметах русской традиционной мебели, несомненно, доставит вам удовольствие.

Процесс изучения народного творчества начался не сегодня, он прошёл долгий и непростой путь. Интерес к национальным традициям появился в разных странах ещё в ХIХ веке, затронув не только материальную культуру, но и музыку, поэзию, танцы.

В России понятие народного искусства в полной мере сформировалось в 1860-1870-е годы, в эпоху правления Александра III. Именно тогда первые научные экспедиции, созданные географическим и антропологическим обществами, отправились в глубинку с целью собирания фольклора, изучения языческих верований и обрядов. Тогда же издаются первые народные песенники, а народная тема находит своё отражение в творчестве композиторов «Могучей кучки».

Особое внимание исследователей привлекла славянская орнаментика, изучению которой они уделяли большое внимание. Результатом обращения к национальной культуре стало формирование в архитектуре псевдорусского стиля. История мебельного искусства этого периода ознаменовалась распространением так называемого «шутовского» кресла с подлокотниками в виде топоров. Оригинал его был преподнесён мастером Шутовым в дар императору. В 1890-е годы и на рубеже веков традиционные мотивы русского народного искусства мы видим в резной мебели талашкинских и абрамцевских художественных мастерских.

Необходимо отметить, что интерес к истокам народной культуры возник не только в России. В североамериканских штатах сформировался стиль «кантри» («country» — «страна, родина, сельская местность»), в Западной Европе — «фолк» («folk» — «народный»). Очередной всплеск этих исканий в ХХ веке явился реакцией на жёсткую урбанизацию мира, холодность, бездушность архитектуры и дизайна. Обращение к этническим традициям всегда было своеобразным отражением тоски по утраченным корням и выражало стремление людей к расширению горизонтов собственного бытия.

Неотъемлемой частью русского народного искусства, несомненно, стало убранство крестьянской избы, основные формы которого складывались на протяжении минувших столетий. Возникновение и развитие основных форм крестьянской мебели неразрывно связано с изменениями, происходившими в городском жилище. Мебельные формы, бытовавшие в городах, будь то столы, лавки, сундуки, поставцы или шкафы, пришли на Русь из Европы. В ХVII веке преобладали немецкие традиции, а формы городской мебели ХVIII столетия складывались под влиянием приглашённых в страну западных архитекторов. Российские крестьяне, отправляясь из деревень на заработки в провинциальные города, видели мебель, выполненную городскими ремесленниками, которые, в свою очередь, ориентировались на столичных мастеров, удовлетворявших вкусы более богатых заказчиков и работавших с оглядкой на дворцовую моду. По возвращении в деревню крестьяне неумело пытались воссоздать увиденные вещи, и в их изделиях порой мы видим влияние голландских, французских и английских культур. Творчество крестьян и изделия городских мастеров различались, как убранство небольшой сельской церкви и городского собора. Так постепенно складывались традиции изготовления крестьянской мебели, обретая свою самобытную эстетику.

На протяжении столетий кустарная деревенская мебель сохраняла сходство с ранними формами городских изделий, а секреты её изготовления передавались от отца к сыну. В особенности это касалось старообрядческих поселений. Рассматриваемые изделия порой трудно датировать. Бывало, что вещь ХVIII века расписывали лишь в середине ХIХ столетия. У староверов подчас образцы всего лишь пятидесятилетней давности делались по традициям XVII века. В таких случаях дату изготовления изделия можно определить по состоянию древесины и гвоздям. Непреходящее очарование этой мебели заключается в её неповторимости, рука автора, пусть неизвестного, явно чувствуется в каждом предмете. Вы не встретите двух одинаковых вещей, при всей их внешней схожести.

Крестьянская мебель выполнялась из местных недорогих пород дерева. В центральных губерниях её производили из сосны, ели, осины, берёзы, липы, дуба; на севере — из ели, сосны и лиственницы. Надо отметить, что лучший русский лес — вологодский. Именно из вологодской лиственницы делали удивительные сундуки, в которых никогда не заводилась моль.

Каждый предмет крестьянской мебели имеет свою затерявшуюся в веках родословную. Существуя в потоке времени, старые вещи сохраняют неповторимость, приобретая с каждым годом всё большее очарование и загадочность.

Исследования показали, что излюбленными формами на Руси были сундуки, столы, поставцы, буфеты, шкафы. История сундука берёт свое начало в Египте. Вплоть до ХIII века были распространены ранние европейские сундуки, которые выдалбливали в дереве. Их назвали протосундуками. Позже сформировался привычный нам сундук, сделанный из планок, соединённых гвоздями, обитый металлическими лентами. Сундуки во все времена имели различные размеры и формы. В средние века изготавливали переносные сундуки-кровати, сундуки для хранения денег, посуды, одежды. Ренессанс создал форму кассоне.

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Ещё В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи — коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времён монголо-татарских завоеваний, о чём говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определённое сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков — с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просечённым узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты — богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Прочно вошёл в интерьер русского крестьянского жилища и стол. Эта несущая форма пришла из глубины веков. Небольшие столы, существовавшие в Египте, получили дальнейшее развитие в античности, а оттуда перешли в европейскую культуру. В русском крестьянском быту имело хождение несколько вариантов столов.

Одной из загадок для исследователей стал низкий стол на лыжах, найденный одной из экспедиций на Севере. Было установлено, что это карельский свадебный стол, который использовался один раз в жизни, когда дочь выдавали замуж. После того как сговор был закончен, били по рукам, а невеста, привязав полотенце, оттаскивала стол в сени, где он и хранился многие годы. В обнаруженных экземплярах явно прослеживаются формы и пропорции стиля барокко, что говорит о том, что этот вид столов сформировался во второй половине ХVIII века.

Существовали маленькие кухонные столы на четырёх ножках, с одним или двумя выдвижными ящиками, и столы-тумбы. Обеденные столы отличались большими размерами, устанавливались на четырёх ножках с мощными балясинами. Как правило, их ставили в центре помещения.

Своеобразным тайником, который, однако, никогда не прятали, а наоборот, использовали как украшение, был поставец. Существуют сведения, что эта форма возникла в средневековой Англии. В эпоху поздней готики на Западе получили развитие дрессуары, те же поставцы, служившие для хранения реликвариев и прочих драгоценных предметов. С ХVI-ХVII веков европейские поставцы приобретают высокие ножки и используются, в основном, для хранения дорогой посуды.

Читайте так же:
Духовой шкаф длина сетевого шнура

Поставец крестьянского дома — это низкий шкаф, который устанавливался в избе на скамью. Он получил повсеместное распространение на Руси. Народные мастера северных деревень расписывали орнаментом их верхние и нижние «слепые» дверцы, филёнки украшали различными орнаментами. За этими дверцами хранили самое ценное, без чего не мыслили своей жизни — чаще всего, предметы религиозного культа. Туда же ставили медную посуду, братины, кружки.

Продолжением и развитием формы поставца стал буфет. Этот тип мебели также появился во времена средневековья, но окончательно оформился во Франции как шкаф для посуды с полками и дверцами. В ХVII веке появился угловой посудный шкаф, на полках которого выставляли семейный фарфор и серебро. Буфеты были как одноярусными, так и двухъярусными.

В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет.

При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже — ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик — один или два, значительно реже — три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.

Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали. Мастера Вологодской и Архангельской губерний на филенках рисовали цветы в вазах или горшках. Эти наивные букеты, ветви, гирлянды всегда симметричны, при этом далеки от абсолютной симметрии профессионального искусства.

Гардеробы появляются достаточно поздно, в конце ХIХ века, и лишь в центральных районах России. Эта подвижная мебельная форма, представлявшая собой шкаф для спального и столового белья и одежды, также пришла в деревню из городского быта. При этом характерно, что шкаф для одежды практически не вошёл в дворцовый интерьер. Эта мебельная форма имела две дверцы во всю высоту, внизу, на цоколе, часто располагались один или два выдвижных ящика. Мебель покрывали красной или кирпичной краской, имитировавшей столичную мебель из красного дерева или ореха. Расписной мебели в центральной части России, где распространился гардероб, не было. На Севере, в Вологодской, Архангельской и частично Кировской областях, встроенный гардероб с филёнчатыми дверьми, по типу городских гардеробных комнат, существовал уже в XVIII веке.

История сохранила образцы рассмотренных здесь кустарных мебельных изделий от ХVII до середины ХХ века. Сегодня делаются отдельные попытки собрать образцы старой русской народной мебели. Коллекционирование и сохранение этих вещей может вернуть истории неповторимый пласт отечественной культуры во всей его полноте и очаровании.

В наш век технического прогресса гаджеты начинают заменять многие вещи. Телефон совмещает в себе и камеру, и калькулятор, и записную книжку, но главное – с помощью него можно выйти в интернет и бесплатно читать книги в любом месте. Однако электронные носители никогда не заменят бумажных книг, ведь читать их – особое удовольствие. А чтобы было место, где их хранить, нужно правильно подобрать книжный шкаф для домашней библиотеки, в который поместится вся коллекция.

Обычно домашняя библиотека довольно большая, но книжные шкафы не занимают много места, потому что их делают высокими. Модель можно подобрать практически для любой комнаты, будь то маленькая детская библиотека или серьезное место для хранения документов в кабинете. Наличие такого шкафа сделает атмосферу домашней и уютной.

Однако место для его установки нужно выбирать с умом. Не стоит обустраивать домашнюю библиотеку на кухне, чердаке или в комнатах с повышенной влажностью. Плохие условия хранения негативно отразятся на внешнем виде книг, особенно если шкаф не застеклен.

Каждый любитель чтения сможет выбрать книжный шкаф, отвечающий всем его требованиям. Их существует огромное множество, начиная от габаритных моделей, предназначенных для отдельно выделенной комнаты, и заканчивая навесными полками и небольшими стеллажами. Любой шкаф можно вписать в интерьер, и он заиграет новыми красками. Даже старинную антикварную мебель, найденную на чердаке, можно отреставрировать и вернуть ей жизнь.

При недостатке места в комнате приходится искать маленькие шкафчики или вместительные полки. Есть масса вариантов их размещения. Например, книжные полки можно повесить в виде шахмат или составить другую интересную композицию. Это не только сэкономит место, но и придаст оригинальности интерьеру, а сверху можно разместить памятный декор и другие сувениры.

В небольшой гостиной также можно установить шкаф-пенал с ящиками. Он удобен тем, что в нижних шкафах можно хранить газеты, журналы и прочие тонкие издания, которые проблематично поставить на полках.

Еще один выход для комнат скромной площади – угловой шкаф. Он имеет маленький размер, зато вмещает большую коллекцию книг.

А если вы хотите зонировать комнату, разделив на несколько пространств, это можно сделать с помощью стеллажа. Такая перегородка не будет нагружать комнату – она выглядит легко и незаметно.

Если позволяет пространство, отличным решением будет приобретение шкафа-купе. Конструкция выглядит стильно и актуально, поэтому впишется в современный интерьер. Книги, хранящиеся в таком шкафу, надежно защищены от пыли, грязи и прочих воздействий.

Некоторые шкафы довольно трудно разбирать и перевозить на новое место. Для тех, кто часто переезжает и путешествует, отлично подойдет модульная мебель. Ее легко перевозить, кроме того, если полок будет не хватать, можно докупить отдельные модули и увеличить вместимость шкафа.

Пользуются популярностью комбинированные конструкции, состоящие из двух элементов. Главное, чтобы они были выдержаны в едином стиле, иначе возникнет дисбаланс.

Для большого собрания книг желательно выделить отдельную комнату, которую можно оборудовать под настоящую библиотеку. Если шкафы высокие, для доступа к верхним полкам используют лестницы. Для спальни или гостиной прекрасно подойдет платяной шкаф, в котором можно хранить не только литературу, но также декор и другие вещи.

Отличительной его особенностью является наличие закрытых полок, а некоторые модели подразумевают отведенное для телевизора место.

Объединенные предметы мебели также подходят и для детской комнаты. Можно заказать готовые модули, совмещенные с рабочим местом. Это очень функциональное и удобное решение, которое поможет правильно организовать место в комнате ребенка.

Критерии выбора книжного шкафа для библиотеки

Подобрать книжный шкаф может быть не так просто, как кажется на первый взгляд. Подбирая модель, стоит обращать внимание на следующие критерии:

  • Вместительность, размеры и функциональность шкафа. Самым лучшим вариантом будет шкаф, который занимает меньше всего места, но вмещает достаточное количество книг. Также учитывайте размеры своей коллекции и то, как часто вы планируете ее пополнять. Если книги приобретаются достаточно редко, для размещения имеющихся изданий будет достаточно небольшого стеллажа.
Читайте так же:
Как обновить шкаф купе

  • Стиль и внешний вид. Шкаф должен подходить под оформление интерьера. Важную роль играет и цвет – например, для классики точно не подойдет яркий вариант. Антикварные старинные шкафы идеально впишутся в комнату, оформленную в стиле прованс, а лаконичные модели простых геометрических форм часто используются в минималистичных интерьерах.
  • Комната, для которой подбирается шкаф. Внешний вид шкафа для кабинета очень отличается от шкафа для детской. Чтобы организовать детскую библиотеку и пробудить любовь ребенка к чтению, можно выбрать оригинальные модели, например, в виде животных или деревьев.

  • Материал изготовления. Мебель должна быть собрана из качественных, надежных материалов. Только тогда можно быть уверенным, что шкаф будет служить долгие годы. Самый предпочтительный материал — это, конечно же, дерево. Конструкции из благородных пород, к примеру, ясеня или дуба, придаст солидности и статусности интерьеру. Уделить внимание нужно и стеклянным вставкам, если такие имеются. Используемое стекло должно быть устойчивым к механическим воздействиям.

Какой книжный шкаф выбрать для интерьера

Конечно, книжный шкаф в первую очередь должен быть вместительным и удобным. Но не стоит забывать и про внешний вид. Подбирать модель стоит, ориентируясь на стиль комнаты, в которую его планируется устанавливать. Шкаф должен гармонично вписываться в интерьер, «сливаясь» с другой мебелью.

Классика

Классическая мебель изготавливается из натуральных пород дерева и выглядит дорого и элегантно. Чтобы подчеркнуть величественную атмосферу, присущую классическому стилю, шкафы украшаются резьбой, золотыми и серебряными вставками. По традиции рядом с домашней библиотекой в классике устанавливают уютное место для чтения, состоящее из журнального столика, мягких кресел и большого торшера.

Модерн

Стиль модерн так же, как и классика, не терпит дешевых материалов и некачественной мебели. Шкаф стоит выбирать исключительно из ценных пород дерева – он должен выглядеть роскошно и утонченно. Характерной особенностью модерна является наличие округлых форм, плавных линий и «гибкости» мебели. Для такого интерьера не подойдут строгие шкафы с острыми углами и простым дизайном.

Прованс и кантри

Эти два стиля очень похожи между собой, так как создают одну деревенскую, загородную атмосферу. Чтобы шкафы максимально подходили под стилистику комнаты, их стоит выбирать из дерева светлых пород. Они не должны быть слишком декорированными – прованс и кантри достаточно расслабленные, «домашние» стили. Их главная цель – создать уютную обстановку, в которой человек сможет почувствовать единение с природой. Часто мебель для таких стилей выбирают антикварную или специально состаренную.

Лофт

Для харизматичного и слегка небрежного лофта подойдут простые шкафы. На них не должно быть резьбы и прочих украшений, которые свойственны более грациозным стилям вроде классики. Лофт – это простота и комфорт, поэтому мебель простая и достаточно габаритная. Рекомендуется отдавать предпочтение моделям из темных пород дерева.

Размеры книжного шкафа в домашней библиотеке

В первую очередь на выбор места для хранения книг влияет размер помещения. Перед покупкой шкафа нужно измерить размеры уже имеющихся в комнате предметов мебели, чтобы понять, какого размера модель стоит подбирать. В идеале – начертить план или воспользоваться специальными онлайн программами для дизайна интерьеров, где можно создать объемную модель комнаты и посмотреть, как по размерам впишется шкаф.

Чтобы было удобнее искать книги, их лучше размещать в один ряд. Большую роль при выборе шкафа играет глубина полок. От этого критерия зависит, сколько полок вмещает в себя модель. Чаще всего глубина полок около 20 см, высота находится в пределах от 20 до 25 см. Конечно, есть много шкафов нестандартных размеров, которые подходят для хранения высоких печатных изданий.

Не стоит забывать и про стены: навесные полки – отличный выход для маленьких комнат. Это еще один способ сэкономить пространство, ведь они крепятся на стене, и чаще всего над рабочим местом.

В какую комнату поставить книжный шкаф

Внешний вид шкафа зависит от комнаты и вида книг, которые в нем будут храниться. Это могут быть кулинарные сборники, детские сказки, классика, научная литература или папки с документами. Для каждой комнаты нужно выбирать определенный шкаф.

Рабочий кабинет

Как правило, в кабинете хранится серьезная литература и важные документы. Чтобы продемонстрировать стиль и создать рабочую атмосферу, выбирайте неброские шкафы из качественных материалов.

Гостиная, спальня или лоджия

В этих комнатах лучше разместить классическую литературу или современные издания. Конечно, все зависит от вкусов и предпочтений хозяина. Те книги, которые читаются в данный момент или планируются для прочтения в ближайшем будущем, размещайте внизу в зоне доступности. А уже прочитанная литература найдет свое место на самых высоких полках.

Некоторые люди превращают лоджию в отдельную комнату. Здесь можно организовать отличное место для чтения, установив небольшой стеллаж и мягкий диван. Но стоит помнить, что в зимнее время книги рискуют испортиться из-за повышенной влажности. Если выбираете шкаф для такого случая, отдавайте предпочтение закрытым конструкциям.

Столовая

Любители вкусно пообедать могут иметь в своей библиотеке кулинарные книги и сборники рецептов. Их можно хранить в столовой. Как правило, таких книг не слишком много, и для их хранения подойдут навесные полки и низкие стеллажи.

Детская комната

Библиотека в детской комнате должна быть оригинальной и интересной. Можно выбрать разноцветные невысокие стеллажи, чтобы ребенок мог легко дотянуться до полок. Когда ребенок подрастет, такой шкаф потребуется заменить на более простой и вместительный, ведь школьнику понадобится место для хранения учебников и школьных тетрадей.

Для детских комнат часто выбирают совмещенные с рабочим столом полки и шкафы. Это очень удобно в процессе выполнения домашних заданий – все необходимые справочники и учебники всегда находятся под рукой.

Создавая библиотеку для малыша, лучше всего использовать напольные конструкции. Их можно оригинально оформить в виде кукольного домика, паровозика или веселых животных.

Коридор или место под лестницей

Иногда, если места в жилых комнатах не хватает, домашнюю библиотеку размещают в коридоре или даже в пространстве под лестницей. Ограничений по установке книжного шкафа в коридоре нет, а вот если вы решили хранить книги под лестницей, об этом стоит подумать еще при планировке – конструкция должна быть правильно продумана. Для таких случаев идеально подходят угловые стеллажи «лесенкой», но подобрать их размер может быть довольно трудно. Проще всего заказать индивидуальное изготовление книжного шкафа.

Напоследок интересный совет. Сейчас в магазинах можно найти много разных изданий одной и той же книги. Если шкаф открытый, размещенная в нем литература становится частью интерьера, поэтому на оформление обложки также нужно обращать внимание. Чтобы библиотека смотрелась гармонично, старайтесь подбирать книги одного издателя, оформленные в едином стиле. Для строго интерьера в классическом стиле ищите нужные вам книги в простых обложках, а в современном интерьере яркие оформления могут стать изюминкой интерьера.

Старинный шкаф особенности выбора

Аристократизм в интерьере: бюро и секретер

До XVII века в особняках не было отдельных комнат-кабинетов. Письма, как правило, писали на краешке туалетного столика в спальне. Писали на особой бумаге, обмакивая гусиное перо в изящную чернильницу, присыпая свежие строки просеянным песком, запечатывали сургучной или восковой печатью. Писали часто, подолгу и помногу, и письменные принадлежности надо было где-то хранить, выделив для всего этого отдельное место, да и прятать важную переписку от посторонних глаз тоже порой было крайне важно.


Бюро

Существуют две версии происхождения бюро. Согласно первой, изобретением этого предмета мы обязаны средневековым алхимикам, искавшим секрет производства золота, которые свои столы для опытов накрывали колпаком, скрывая от любопытных глаз. Также считается, и это более вероятно, что прообразом бюро были женские шкатулки с наклонными крышками, в которых дамы хранили свои драгоценности и романтические послания. Изобретательным мебельщикам оставалось только приладить шкатулку к основанию — и родилось бюро! Шкатулки или колпаки накрепко «приросли» к «подставке» и стали изготавливаться как единое целое — стол для писем. Как бы то ни было, историки мебели констатируют рождение бюро в конце XVII века во Франции, а спустя сто лет «большой ларец на ножках» уверенно поселился в гостиных и будуарах, ведь за столом-бюро удобно сидеть, читая книгу, или писать, а в его ящиках — запирать на ключ особо важную переписку.

Читайте так же:
Спряжение слова шкаф


Искусные мастера превратили этот предмет мебели в настоящее произведение искусства, которым можно было любоваться часами. Это были и бюро с крышками-барабанами, скрывавшими от посторонних взоров содержимое полочек, и бюро с пюпитрами для чтения, и бюро с ящичками для мелочей и отделениями для книг. Бюро изготавливали из ценных пород дерева, с инкрустацией камнями, слоновой костью, украшениями в виде затейливой резьбы.

Кроме того, бюро служили ещё и надёжными тайниками: для тайн владельца в бюро устраивали потайные отделения с секретом, который знали только двое — мастер и заказчик. До сих пор в старых бюро, которые попадают в руки реставраторов, находят тайники, а в них — чьи-то давно забытые «клады»…

Бюро короля.


Эта модель с цилиндрической крышкой впервые увидела свет во Франции, во времена Людовика XV. Придумал её знаменитый придворный краснодеревщик Жан Франсуа Эбен, а его помощник Жан Анри Ризенер доработал конструкцию и изготовил первый экземпляр уже после смерти наставника. В их исполнении этот предмет мебели приобрёл совершенные черты. Именно бюро с цилиндрической крышкой — бюро короля — послужило прототипом для современной конторки. Настоящее чудо мебельного искусства — секретер самого короля Людовика XV, ныне хранящийся в парижском музее Ниссима де Камондо. На его создание знаменитым мастерам понадобилось несколько лет: массивный корпус из полированных черепаховых пластин, богатый декор в виде завитков, листьев и растительных узоров из чеканной золочёной бронзы, серебра и экзотических пород деревьев, необычайно хитроумн ая система тайников и запоров сделали этот предмет мебели поистине великолепным. Этот «королевский» предмет интерьера обошёлся монарху почти в миллион франков!

И сейчас бюро — основной элемент классической обстановки. Французы до сих пор обозначают словом «bureau» любой письменный стол, поверхность которого обтянута толстым сукном с тем же названием. Однако это узкая трактовка: большинство мебельщиков понимают под бюро стол с откидной доской и множеством ящиков-отделений.

Секретер.

Часто словом «бюро» называют и такой предмет интерьера, как секретер. Но, вообще-то, бюро и секретер — разные предметы мебели. Бюро — это изначально письменный стол, но необычный, а с откидной доской и множеством ящичков и отделений, и в классическом варианте обтянутый специальным сукном. Секрете́ром же называется не стол, а высокий стеллаж (закрытый или открытый), тип небольшого шкафа, с ящиками и полками для хранения бумаг, в изначальном варианте имеющий выдвигающуюся или откидывающуюся доску (чаще всего на месте одной из центральных полок), которая заменяет письменный стол. Таким образом, в нём соединяются функции бюро и миниатюрного кабинетного шкафа. Поэтому термин «секретер» применяется ко многим типам мебели, объединённым подобными функциями.


Секретеры появились в конце XVII – начале XVIII века. Их создателями считаются итальянские мастера, а после них идею с восторгом подхватили французы. Первый образец классифицировался как дамская мебель и выглядел как небольшой столик с откидной доской и шкафчиком для бумаг. Позже размеры секретеров увеличились за счёт добавления большого количества ящичков для хранения писем и деловых бумаг. Для изготовления секретеров использовались дорогие сорта дерева, кованые и другие элементы. Именно поэтому секретер считался прерогативой аристократов, символом высокого общественного положения — далеко не каждая дама могла себе позволить такую роскошь.

У каждого секретера, как и у бюро, была своя продуманная система задвижек, секретных рычажков и потайных секций, до которых никто кроме хозяина добраться не мог. Так как секретеры были достаточно надёжными «сейфами», в них хранили ценные бумаги, деловую переписку, деньги и драгоценности.

Спустя некоторое время секретеры стали выполнять функцию «не только шкафов», появились также складные, дорожные секретеры. Например, сохранились воспоминания современников о дорожном секретере Наполеона I, который в сложенном виде занимал совсем немного места, зато, будучи разложенным, служил императору письменным столом, за которым он работал даже во время поездок в карете. Множество выдвижных ящичков делали его очень вместительным и удобным. Очень часто секретеры использовали для своих нужд врачи, поскольку их многочисленные ящички позволяли удобно хранить инструменты и лекарства.

Хотелось бы упомянуть ещё один великолепный образец данного типа мебели — секретер королевы Марии Антуанетты, изготовленный Жаном Анри Ризенером для её личного кабинета в Версале. В этом произведении эпохи классицизма соединились все достижения и техники краснодеревщиков той эпохи: секреты деревообработки, шпонирование, лакирование, тонкая роспись, ювелирная работа с бронзой и техника золочения. Секретер сделан из натурального морёного дуба, облицован шпоном чёрного дерева с последующей лакировкой чёрным японским лаком. Для росписи были использованы растительные мотивы одного из видов цветка амаранта, сделанные с восхитительной тонкостью и проработкой с применением золотого японского лака. Нижняя секция секретера изобилует восточными пейзажами. Крышка, сделанная из полированного белого мрамора с серыми прожилками, гармонично вписывается в чёрно-золотую гамму.


Конец XVIII века — время расцвета этого типа мебели. А в наше время секретер и бюро, незаслуженно забытые в предыдущие десятилетия, возвращаются в жилые интерьеры и занимают своё почетное место в спальнях, кабинетах, в гостиных или в офисах. Современные производители мебели предлагают большой выбор бюро и секретеров: под компьютер, для школьников, для кабинета и т.д. Также, если Вас не устроят готовые модели бюро и секретеров, можно сделать их на заказ.


Виды бюро .

Традиционное бюро. Предназначено для гостиной или будуара. В закрытом состоянии оно напоминает гигантский ларец на ножках. Это бюро в основном выполняет декоративную функцию — пользоваться им можно только при выдвинутой или опущенной столешнице (она крепится на петлях).

Стол-бюро. Выпускается в двух вариантах. Первый — не что иное, как модификация письменного стола, в конструкции которого имеется выдвижная крышка. Никаких откидных полок или столешницы не предусмотрено. Во втором варианте поднимается часть столешницы, открывая контейнеры для хранения. В закрытом же состоянии это обычный письменный стол. Стол-бюро предлагают и в классическом, и в современном стиле. Такой стол идеален для людей, работающих с бумагами: в ящичках и отделениях удобно хранить документы и письменные принадлежности.

Комод-бюро. Конструкция представляет собой систему хранения с дополнительной (выдвигающейся) рабочей поверхностью. Столешница может быть как прямой, так и наклонной. К комоду-бюро, в отличие от стола-бюро, присаживаются только боком и ненадолго. Или вовсе пишут стоя.

Консоль-бюро. Узкие и, как правило, довольно высокие модели: рядом с ними удобно встать и черкнуть пару строк. Иногда консоль-бюро устанавливают как альтернативу письменному столу в спальне, где не хочется загромождать пространство крупной мебелью. Консоль-бюро отличается от традиционной консоли лишь надстройкой на столешнице.

Некоторые виды секретеров.

классические секретеры с откидной крышкой, которые можно дополнить верхней секцией с полками для книг;

прелестные дамские мини-секретеры с откидной крышкой и четырьмя ящичками внутри, которые помещаются даже в самую крохотную спальню;

секретеры на точёных ножках, также с выдвижными ящичками и удобным отсеком для бумаг;

секретеры с разорванным фронтоном — их со старинных образцов благоговейно копируют многие современные производители «классики».

Читайте так же:
Как обновить шкаф купе своими руками

Таким образом, секретеры и бюро можно подобрать в любом стилевом решении — от ультрамодных вариаций до ретро. То же самое можно сказать и о цветовом решении: шкаф или стол может быть продолжением мебельного гарнитура, а может стать акцентным пятном во всем помещении. Немаловажную роль играет фурнитура, используемая для отделки секретера или бюро.

Особая роскошь — это эксклюзивная мебель из красного дерева. Бюро или секретер из красного дерева зададут тон всему интерьеру помещения. Не менее роскошно выглядят и отлично украшают любой интерьер секретеры, украшенные коваными элементами.

В условиях ограниченного пространства такой элемент многофункциональной мебели освобождает от необходимости выполнения дополнительных строительно-ремонтных работ для создания мини-кабинета. С виду обычный шкаф за считанные секунды превращается в полноценное рабочее место и даёт возможность уединиться для выполнения работы. По окончанию работы шкаф можно закрыть и небольшая комната вновь получит дополнительное пространство.

Конечно, далеко не всякий секретер или бюро подойдут для установки стационарного компьютера, зато для ноутбука — вполне. В идеале, к секретеру или бюро стоило бы подобрать соответствующий стул, на котором будет удобно работать, и при этом он будет сочетаться со стилевым решением помещения.

Подводя итоги, можно сказать, что спустя несколько столетий бюро и секретер не утратили своей значимости и до сих пор остаются отличными многофункциональными предметами для оформления интерьера в классическом стиле.

Словарь названий мебели и предметов обстановки

Буфет (фр.) — шкаф для хранения посуды, столового белья, закусок, напитков.

Бюро (фр.) — род письменного стола с выдвижной крышкой и ящиками для хранения бумаг. В зависимости от назначения различают бюро-кабинет, бюро-поставец, бюро-секретер, бюро-шкаф.

Вешалка — полка или стойка с крючками или колышками (а также отдельный крючок) для вешания платья и головных уборов.

Витрина (фр.) — застекленный ящик, шкаф для показа музейных экспонатов.

Гардероб (фр.) — шкаф для одежды.

Диван (перс.) — род мебели большого размера, мягкой, полумягкой и жесткой, для сидения и лежания.

Жардиньерка (фр.) — ящик или корзинка для комнатных цветов.

Кафедра (греч.) — возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады, сообщения, выступления перед аудиторией; возвышение с креслом для епископа в христианской церкви, с которого произносятся проповеди.

Козетка (фр.) — двухместный диванчик без спинки, с высокими боковинками.

Комод (фр.) — род невысокого шкафа с выдвижными ящиками (для белья, различных мелких домашних вещей и т. п.)

Кресло — род широкого стула с ручками-подлокотниками.

Кушетка (фр.) — род дивана с изголовьем, но без спинки.

Лавка — скамья, обычно прикрепленная к стене.

Ларец — ящичек для хранения драгоценностей, каких-либо мелких предметов и т. п., часто с отделкой, украшениями; шкатулка.

Ларь — большой деревянный ящик для хранения разных вещей, продуктов.

Оттоманка (тур.) — широкий мягкий диван с подушками, заменяющими спинку.

Полка — доска, горизонтально укрепленная на стене или в шкафу и предназначенная для посуды, книг и т. п., а также несколько таких досок, скрепленных вместе и служащих для той же цели.

Псише (фр.) — старинное зеркало в раме с особыми стержнями, благодаря которым его можно устанавливать в наклонном положении.

Секретер (фр.) — род письменного стола или шкафа с выдвижной или откидной доской для письма и ящиками для бумаг.

Сервант (фр.) — низкий буфет для хранения посуды и столового белья.

Скамья, скамейка — приспособление для сидения, сделанное чаще всего из доски или тонких досок на стойках.

Софа (фр.) — широкий низкий диван с ручками того же уровня, что и спинка.

Стол — род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-либо при работе, еде и т. п. Различают столы: письменный, консоль (подставка под зеркало), ломберный (для игры в карты), шахматный, бобик, бюро, чертежный, конторский и т. д.

Стул — род мебели, обычно со спинкой, для сидения одного человека.

Сундук — большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.

Табурет (фр.) — род простой мебели для сидения в виде квадратного или круглого стула без спинки.

Тахта (тюрк.) — широкий диван без спинки.

Трельяж (фр.) — трехстворчатое зеркало.

Трибуна (лат.) — возвышение для выступления оратора; сооружение с повышающимися рядами мест на стадионах, площадях для публики, зрителей или лиц, принимающих парады, приветствующих демонстрации и т. п.

Трон (греч.) — богато украшенное кресло на специальном возвышении, престол — место монарха во время официальных приемов и иных торжественных церемоний.

Трюмо (фр.) — высокое стоячее зеркало, обычно помещенное в простенке.

Туалет (фр.) — столик с зеркалом (зеркалами), за которым одеваются, причесываются.

Тумбочка — небольшой, невысокий шкафчик, обычно у кровати.

Этажерка (фр.) — род мебели в виде нескольких, расположенных одна над другой полок на стойках.

Шифоньерка (фр.) — небольшой шкаф для хранения белья, платья и других принадлежностей туалета.

Шкаф — род мебели, представляющий собой большой стоячий ящик с дверцами для хранения чего-либо.

Советы по выбору шкаф

Шкаф – практичный предмет мебели, который позволяет хранить массу полезных вещей на небольшой площади и преображает интерьер, скрывая недостатки стен, пола, потолка, неэстетичные трубы и ниши. Он может сливаться с обстановкой или эффектно выделяться из общего фона. Перед тем как выбрать шкаф, необходимо определиться с местом его установки, количеством и ассортиментом вещей, которые в нем будут храниться, дизайном. Если модель выбрана удачно, одежда не будет мяться, а каждый предмет гардероба можно будет легко положить или повесить на место и при необходимости достать.

Конструкции шкафов: виды и особенности

По конструкции шкафы можно разделить на три основные группы. Классический вариант – корпусный шкаф. Состоит из фасада, задней и боковой стенок, дна и верхней крышки. Это самостоятельные, отдельно стоящие конструкции, которые при необходимости можно переставлять на новое место в собранном виде или перевозить в грузовом автомобиле после разборки на отдельные элементы или модули.

Встроенные шкафы подходят для комнат, вытянутых в длину, или помещений с нишами. Функции задней и боковых стенок выполняют стены, днище и верхняя крышка могут отсутствовать. Полки и штанги крепятся к стенам. Встроенные шкафы, по сути, представляют собой мини-гардеробную комнату. Шкаф встроенной конструкции позволяет максимально рационально использовать пространство комнаты, но он нарушает целостность стен и его сложно переставить.

Полувстроенная мебель занимает промежуточную позицию между корпусной и встроенной. В зависимости от архитектурных особенностей помещения, в ней может отсутствовать одна или несколько стенок, днище или верхняя крышка. Каркас обычно фиксируется к стене. К гипсокартону, смонтированному на профилях, шкаф крепить нельзя. Перемещение таких моделей невозможно или затруднительно.

Виды шкафов по способу открывания дверей

Шкафы бывают распашные или купе (с раздвижной системой). При решении вопроса, какой шкаф выбрать, нужно учитывать габариты комнаты, ее назначение, стиль и личные предпочтения.

Шкафы с распашными створками

Традиционное исполнение, сохранившее востребованность в современных интерьерах. Распашные дверцы, прикрепленные петлями к каркасу конструкции или боковым стенкам, открываются вперед и в стороны с помощью ручек. Основные преимущества – простота использования, надежность, длительный срок службы. Однако такие шкафы в тесных комнатах неудобны, если перед дверцами нет свободного пространства.

Срок службы мебели с распашными створками зависит от качества фурнитуры. По конструкции петли бывают:

  • Накладные. Створки полностью закрывают торцы корпуса.
  • Полунакладные. Петли имеют небольшой изгиб, используются в тех случаях, когда на одну стойку навешивается два фасада.
  • Вкладные. Фасад находится внутри корпуса.
  • Угловые. Этот тип фурнитуры предназначен для угловых шкафов.
  • Инверсные. Дверцы на таких петлях открываются на 180°.
Читайте так же:
Что значит модульный шкаф

При высоте до 1 м дверца навешивается на две петли. Если створка выше, то для ее крепления используется 3 навеса. Максимальная высота створки – 2,7 м. Оптимальная ширина дверцы – 0,4-0,5 м, максимальная – 0,65 м.

Какой шкаф лучше, одно-, двух- или многостворчатый? Оптимальное количество дверей определяется назначением мебели и габаритами помещения, в котором она будет использоваться. Наиболее компактны узкие одностворчатые шкафы-пеналы. Обычно они устанавливаются в прихожей, ванной или в качестве дополнительного элемента мебельной стенки. Самый распространенный вариант для маленьких комнат – двухдверный шкаф. Мебель, имеющая 3 или 4 створки, предназначена для просторных помещений. Чаще всего она оборудуется антресолями.

Шкафы-купе

Шкаф-купе – современная конструкция с раздвижной системой створок. Она позволяет максимально использовать площадь, украсить комнату и даже визуально увеличить пространство, благодаря правильному выбору дизайна фасада. Перед тем как выбрать шкаф-купе, определяют лучший вид раздвижной системы, которая может быть роликовой или подвесной.

В состав роликовой системы входят: верхний и нижний профили, закрепляемые саморезами к каркасу, и ролики. Ролики монтируются к дверному полотну. Основная нагрузка приходится на нижнюю направляющую. В подвесной системе полотно передвигается только по верхней направляющей-монорельсу, которая является единственным несущим элементом.

Для изготовления направляющих используются профили из стали или сплавов на основе алюминия. Изделия из анодированных алюминиевых сплавов выполняют в нескольких цветах – под матовое серебро или золото, старую медь. На профиль может быть нанесена пленка PVC (ПВХ), имитирующая рисунок древесины. Алюминиевые конструкции легче, тоньше, смотрятся аккуратнее, но по прочности и долговечности они существенно уступают стальным направляющим.

Для удобного управления на раздвижные двери устанавливаются доводчики. Благодаря этому устройству, человек может только легко подтолкнуть дверцу, и она встанет на место. Рекомендованная ширина створок – не более 1,0 м.

Советы по выбору материала для шкафа

Различные конструктивные элементы шкафа обычно изготавливают из разных материалов. Для задней стенки используется ДВП – дешевая плита, изготавливаемая из мелких древесных отходов, спрессованных при высокой температуре с добавлением канифоли, парафина, синтетических веществ. ДВП, покрываемая декоративной пленкой только с одной стороны, имеет небольшую толщину.

Для боковых стенок, днища и верхней крышки, перегородок, полок, ящиков применяются древесно-стружечные ламинированные плиты – ЛДСП. Это недорогой материал, производимый из отходов древесины путемпрессования со связующим материалом, содержащим формальдегидные смолы. Для домашней мебели могут использоваться только плиты с безопасными классами эмиссии формальдегида (выделения в окружающую среду) – Е0 и Е1. Все торцы ДСП в обязательном порядке покрываются кромками. Они повышают экологическую безопасность материала, препятствуя распространению формальдегида. Кромки изготавливают из ПВХ (PVC) или меламина. Первый вид прочнее, лучше защищает ДСП от влаги, более устойчив к механическим воздействиям. Ламинированная плита часто применяется для изготовления фасадной части.

Для изготовления распашных и раздвижных створок, помимо ЛДСП, используются и другие материалы:

  • МДФ – древесноволокнистая плита средней плотности. По сравнению с ЛДСП, этот материал стоит дороже, но он более безопасен с экологической точки зрения, поскольку не содержит формальдегидов, а также прочен и устойчив к влаге. МДФ дает широкие возможности для декора – его можно окрашивать, покрывать лаком, ламинировать, украшать вставками, фрезеровать.
  • Древесный массив – белый и красный дуб, орех, бук, вишня, красное дерево. Это дорогие натуральные материалы, используемые при производстве элитной мебели. Древесину обрабатывают специальными составами для защиты ее от вредителей, влаги, интенсивных ультрафиолетовых лучей.
  • Шпонированные плиты ДСП или МДФ. Шпон – это тонкий листовой материал, получаемый из натуральной древесины путем строгания или другими способами. Шпонированные плиты – более дешевый материал, по сравнению с древесным массивом, но по внешнему виду он практически не отличается от дерева. Основной недостаток шпона – слабая устойчивость к механическим повреждениям.
  • Зеркальные и стеклянные вставки. Зеркало наклеивают на опорный щит для безопасности. Зеркальные дверцы визуально увеличивают площадь помещения и делают его светлее. Минус зеркальных поверхностей – необходимость тщательного ухода. Еще один вариант зрительного расширения пространства – установка стеклянных створок. Особенно популярны матовые стекла, украшенные узорами, рисунками, фотопечатью.

Быстро и дешево изменить дизайн створок шкафа, обновить их, приспособить к изменившемуся интерьеру можно с помощью виниловых наклеек.

Как выбрать внутреннюю компоновку шкафа для одежды

Удобно организовать внутреннее пространство шкафа позволяют перегородки, полки, ящики, металлические корзины, штанги, держатели.

На широкие открытые полки удобно укладывать постельное белье, одеяла и подушки. Оптимальная высота полок – 28-30 см, глубина – 60 см. Крупные, редко используемые вещи размещают на антресолях. На антресольные полки отправляются дорожные сумки, чемоданы, коробки с бытовой техникой или обувью, хранимой до следующего сезона. Выдвижные ящики используются для нижнего белья, чулочно-носочных изделий, ремней и галстуков.

Штанги для вешалок располагают на высоте, удобной для пользователя. В отделениях для верхней и другой длинной одежды – пальто, плащей, шуб, платьев – между штангой и днищем шкафа оставляют 1,5-1,6 м, для короткой – 1,0-1,1 м.

Для удобного пользования мебелью в любое время суток монтируют светодиодную подсветку, отличающуюся низким энергопотреблением. Светодиодные светильники могут быть накладными или встроенными в конструкцию шкафа.

Выбор шкафа в зависимости от комнаты

Выбор конструкции во многом определяется назначением комнаты, в которой будет установлена мебель.

Как выбрать шкаф в прихожую

Для этого помещения, чаще всего имеющего скромные габариты, обычно выбирают шкафы с раздвижными дверными системами (купе). Рекомендуется заказать или приобрести шкаф с несколькими секциями, в которых размещают одежду для разных сезонов. Необходимо предусмотреть полки для обуви, крючки для сумок, отсеки для хранения ключей, перчаток, очков, средств по уходу за одеждой и обувью, других мелких предметов. Желательно предусмотреть закрытую полку для хранения пылесоса, а на дверцу навесить зеркало.

Как выбрать шкаф в гостиную

Для гостиной обычно выбирают корпусные шкафы-купе с открытой секцией, в которую устанавливают телевизор, аудио- и видеосистемы, фотографии, сувениры, красивую посуду. Такую секцию располагают в середине, а по бокам устанавливают закрытые шкафы с выдвижными ящиками для документов, белья, штангами для легкой одежды. Сбоку к шкафу-купе может примыкать угловая открытая полка, на которой размещают небольшие декоративные предметы.

Как выбрать шкаф для спальни

Шкаф, устанавливаемый в спальне, должен быть многофункциональным. В нем хранят постельное и нижнее белье, легкую одежду, для которой предусматривают штанги на различных уровнях. Зеркальный фасад шкафа-купе или зеркало на распашной дверце зрительно увеличивают площадь маленькой спальни. Для крупногабаритных помещений выбирают дверцы под дерево или с матовым стеклом.

Как выбрать шкаф для детской комнаты

Для детских комнат наиболее практичным вариантом являются модели с раздвижными полотнами. Они удобны тем, что их комплектацию можно видоизменять по мере взросления ребенка. Высота расположения штанг должна быть такой, чтобы ребенок по достижению определенного возраста мог самостоятельно развешивать вещи и доставать их. Фасады обычно делают из моющихся материалов, яркими, украшенными изображениями любимых героев мультфильмов.

Как выбрать шкаф для офиса

В офисных помещениях для верхней одежды сотрудников могут использоваться шкафы как с распашными, так и с раздвижными дверцами. Шкафы-купе, предназначенные для хранения книг и документов, обычно имеют небольшую глубину и компактные размеры. Благодаря скромным габаритам, они помещаются в узких коридорах или нишах.

Широкий ассортимент материалов, комплектующих и современных аксессуаров позволяет выбрать подходящий шкаф для помещения любого назначения и с любыми архитектурными характеристиками и особенностями дизайна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector