Vosapex.ru

Ремонт и отделка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игровой урок по словообразованию и морфемике

Игровой урок по словообразованию
и морфемике

Цель урока: научиться разбору слова по составу.

Задачи: закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы; уметь выделять приставку, корень, суффиксы, окончания, основу слова. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием. Закрепить навыки правописания приставок 1-й и 2-й групп, а также некоторых суффиксов существительных и прилагательных. Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Закрепить знания о многозначности морфем и омонимии.

Воспитательные задачи. Развивать творческие способности, умение аналитически думать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным, справедливым.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, ведущей деятельность на рынке вышек и строительных лесов. Среди последних одними из самых удобных и востребованных являются леса строительные рамные А-48, максимальная высота возведения которых составляет 100 м. Конструкция прочна и безопасна, поскольку в строительных лесах А-48 вместо рам, интегрированных с лестницами, используются съемные наклонные лестницы, выполняемых в трех вариантах — с широкими или узкими ступенями или в виде полноценных лестничных маршей, которые по желанию клиентов могут быть дополнительно укомплектованы перилами, крепящимися к стойкам рам поворотными хомутами на уровне пояса человека среднего роста, что обеспечивает дополнительные удобство и безопасность при переходе людей с яруса на ярус. С подробной информацией о различных модификациях лесов строительных и их техническими характеристиками Вы можете ознакомиться на сайте scaffolder.ru.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Оргмомент.

2. Фронтальный опрос «Строительство дома».

Слово учителя

Сегодняшний опрос мы проведем с вами в виде проекта дома, где на листочках записаны вопросы по теме, и постройки самого дома по этому проекту. За ответ руководитель стройки (один ученик) будет вам выдавать соответствующие блоки, которые вы прикрепите ко второму листу. Как вы будете отвечать, так будет выглядеть и построенный вами дом (кирпичные стены и пластиковые окна – «5», деревянные стены и окна – «4», каменные стены с перекошенными окнами – «3», черные стены с окнами, забитыми досками – «2»).

Вопросы для опроса

1) Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.

2) Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.

3) Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

4) Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов.

5) Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

6) Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы имен существительных.

7) Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.

8) Что такое приставка? Приведите пример образования слова с помощью приставки.

9) Какие приставки первой группы вы знаете? Как они пишутся?

10) Какие приставки второй группы вы знаете? От чего зависит их написание?

11) Что такое постфикс? Как он появился в глаголах?

12) Что такое словообразовательный ряд? Приведите пример.

13) Что такое словообразовательное гнездо? Приведите пример.

Вывод делает руководитель строительства.

(Учитель этому ученику может поставить оценку, так как ему пришлось анализировать все ответы.)

3. Запись на доске «Соберите слова из морфем».

Задание

На доске – морфемы: рас-, -сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать их по составу. Кто соберет и правильно разберет все пять слов, получит 5.

(Прокомментируйте особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания -ешь, суффикса наречий и т.д.)

4. Игра «Ромашка» (по рядам).

Задание

Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки ромашки вам надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдают лист со всеми заполненными лепестками (даже если кто-то, сзади сидящий, пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку). Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее и правильно.

5. Разминка «Перед телевизором» (устно).

Задание

Отложите ручки, тетрадку в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в- (включить), пере- (переключить), вы- (выключить). Правильно, вы угадали все слова. Кто мне ответит: почему же вы все делали верно? (Приставка имеет значение.) Правильно. А теперь еще одно упражнение. Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда? Как? (Влево, вправо, спереди, сзади.) Запишем эти слова и разберем по составу. Что в них особенного?

1) Словарные слова;

3) не имеют окончаний;

4) образованы приставочно-суффиксальным способом.

6. Упражнение «Развиваем память» (письменно в тетради) и работа со словарными словами.

Задание

А теперь проверим, какова ваша память. Составьте словосочетание «глагол + наречие» из заданий «Ромашка» и «Перед телевизором». Для этого вам надо вспомнить приставочные глаголы и подобрать к ним наречия, подходящие по смыслу, например, нашить спереди, подавать сзади, перенести вправо.

7. Выборочный диктант «Загадка». (Один ученик – у доски.)

Задание

Мы с вами достаточно поговорили о приставках, и теперь самое время перейти к суффиксам. Я прочитаю вам загадку, а вы выпишите из нее рифмующиеся слова.

Он врагов губитель,
Он верных хранитель,
Он бесов гонитель,
Без него не бывает обитель.

1) Одинаков ли суффикс в этих словах? (Нет, в слове обитель суффикс -ель.)

2) Запишите ряд однокоренных слов с этим корнем (обитать, обиталище, обитаемый).

Читайте так же:
Сломал скамейку в суде

3) Догадались ли вы, о чем идет речь? Это крест.

4) Постройте со словом крест словообразовательное гнездо и словообразовательную цепочку.

Гнездо: крест, крестик, крестины, крестная, крестовидный, крестовый, крестоносец, крестообразный, крещение и т.п.

Цепочка: крест – крестить – крестный – крестник.

8. Игра «Пазлы» (самостоятельная работа).

Задание

Каждый из вас получит карточку с заданием и один пазл, который он должен будет раскрасить в соответствующий цвет. Потом я соберу пазлы и соединю их в общую картинку. Что вам надо сделать? В словах на карточке вам надо найти и обозначить суффиксы, сосчитать их общее количество, в таблице найти, какой цвет соответствует этой сумме, и закрасить пазл. Желаю вам успеха.

Разработка урока русского языка «Состав слова. Распознавание значимых частей слова

УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина В 2 ч. М.:Просвещение 2018г .

1.Тема урока: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова, прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

3.Задачи урока: формировать умение выполнять разбор слова по составу, выделять значимые части слова и составлять схему слова;

воспитывать культуру поведения на уроке, коммуникативные навыки через диалог, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.

4. Планируемые результаты

предметные:

научатся находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов; познакомятся с алгоритмом разбора слова по составу; научатся делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

личностные результаты:

проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

метапредметные:

познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные:

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

5. Оборудование : компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.

6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

организационная структура урока

(Д.- дети, У. – учитель)

I. Мотивация к деятельности. Слайд 2

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

— Что ты ждёшь от урока? Выбери смайлик .

2 Минутка чистописания. У.- Откройте тетради, запишите число.

Х/х /Х/х ххх хл хр хлх Слайд 3 — 4

-Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте падеж имён существительных. Работа с предложением ( Как вы понимаете это предложение? Ваши предположения.

Хлеб – чудо. з. мли, чуд. труда ч. ловека.

3.Словарная работа. Слайд 5

1) У.– Запишите словарное слово «к о рабль»

– Подберите однокоренные слова . Выделите корень в словах

Д.- -корабль, кораблик, корабельный, кораблестроение, кораблекрушение 2) У. – Подберите синонимы к слову «корабль»

Д. — лодка, судно, катер, крейсер.

4. Актуализация имеющихся знаний Слайд 6

У.- Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы:

5. Самоопределение к деятельности.

У. – Какие однокоренные слова встретились в фразеологизмах?

Д.- сапог и сапожник.

У.- Как образовалось новое слово?

Д . С помощью суффикса –ник.

У.- Какие ещё части слова служат для образования новых слов?

У. – Назовите все значимые части слова.

Д. – Корень, приставка, суффикс, окончание.

У. – Сформулируйте тему нашего урока

Д. – Разбор слов по составу, находить родственные слова и умение образовывать родственные слова с помощью значимых частей слова.

6. Основная часть урока Слайд 7

Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе .

У.- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

— Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

— Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

Дети анализируют и находят лишний значок — !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.

Слайд 8

У — Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?

Д. — Если знаешь части слова, то напишешь их толково!

7 . Физминутка. Слайд 9

Быстро встали, улыбнулись.

Выше- выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

8. Работа в группах

У. — А теперь давайте поработаем в группах над заданиями, которые я вам раздам.

Задание для 1 группы:

1.Образуйте однокоренные слова.

1)Тот, кто любит собирать грибы

2) Маленький гриб

3).Часть гриба под землей

1)Мастер по починке часов.

2)Солдат, стоящий на посту

2.Выделите корень в однокоренных словах.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

Задание для 2 группы.

1.Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

2.Выделите в словах приставки.

1. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

Задание для 3 группы.

1. От слов: горло, время, скамейка, бревно, фея, дед, семья, имя, тётя, баба ,

-Образуй новые слова с помощью суффикса

Читайте так же:
Чем намазать скамейку у подъезда чтобы не собирались алкаши

2.- Выдели в словах суффиксы..

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое суффикс

Задание для 4 группы.

1. Измени слово: малина по падежам

2.- Выдели в словах окончание.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое окончание.

Защита своих работ

9. Обобщение: Слайд 10

10. Работа по учебнику. Слайд 11

Выполнить упр. №78

11.Итог урока. Рефлексия. Слайд 12

Итак, подведем итог нашего урока.

— Как называется наука, изучающая части слова?
— Как называются в русском .языке части слова?
— Назовите главную морфему, в которой заключено общее значение слов.
— Морфема перед корнем, изменяющая слово.
— Морфема после корня, изменяющая слово.
— Морфема, образующая формы слова.
— Часть слова без окончания.

Конспект "Морфемный анализ слова (разбор по составу)"

Выполнение раз­бо­ра сло­ва по соста­ву, обыч­но необ­хо­ди­мо начи­нать с выде­ле­ния окон­ча­ния, кото­рое не вхо­дит в его осно­ву. Для это­го опре­де­лим, изме­ня­е­мое ли сло­во перед нами, есть ли у него окон­ча­ние. С этой точ­ки зре­ния важ­но, к какой части речи отно­сит­ся ана­ли­зи­ру­е­мая лексема.

Помним, что у неиз­ме­ня­е­мых частей речи и форм слов нет окон­ча­ния:

1. у нескло­ня­е­мых существительных

  • дра­же, мет­ро, так­си, рагу, каноэ, боа.

2. У нескло­ня­е­мых прилагательных

  • пла­тье миди;
  • юбка гоф­ре;
  • язык хан­ты;
  • вес нет­то;
  • брю­ки хаки.

3. У наре­чий на кон­це вычле­ним толь­ко суффиксы:

  • быстр о
  • неспрост а
  • вру­ко­паш н ую
  • по-поль ск и

4. В мор­фем­ном соста­ве дее­при­ча­стий име­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • гулять — гуля я
  • сбе­жать — сбе­жа в
  • открыть — откры вши
  • нести — нёс ши

5. В фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий вычле­ним суффиксы:

  • ходить тиш е ;
  • ста­ло радостн ее ;
  • гово­ри­те гро­мч е .

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Видео

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

  • правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
  • худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
  • белый (муж.р.) – белая (жен.р.)

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова. 2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о сущ

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

Соленый, соль, посолить, пересолить

Солист, солировать, соло

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

В данном примере словообразовательная цепочка помо

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.

13. Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Читайте так же:
Вешалки по украински

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика

  1. Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  2. Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова У, следовательно, это окончание.
  3. Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
  4. Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение БЕРЕЗ. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик– гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  5. Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу. подберезовик – березовый – береза. Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы ИК-, -ОВ-.
  6. Выделим словообразующие аффиксы.
  7. В слове подберезовик нет формообразующих морфем.

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Пример разбора слова по составу

Рассмотрим в каче­стве при­ме­ра мор­фем­ный раз­бор сло­ва «без­ра­дост­ный».

Это изме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное, зна­чит, вычле­ним окон­ча­ние -ый, срав­нив его формы:

  • без­ра­достн ая неделя;
  • без­ра­достн ое настроение;
  • без­ра­достн ые новости.

Определим осно­ву сло­ва — безрадостн-:

Далее ука­жем при­став­ку без-, как и в соста­ве слов:

  • без дом­ный
  • без работ­ный

без­ра­дост­ный ← радост н ый ← рад ость ← рад (нет пол­ной фор­мы прилагательного).

Как видим, в соста­ве при­ла­га­тель­но­го можем выде­лить суф­фик­сы -ость-, -н-.

Оставшаяся часть сло­ва -рад- явля­ет­ся кор­нем, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в род­ствен­ных словах:

Как правильно пишется слово «лавочка»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: глуховатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «лавочка&raquo

Синонимы к слову «лавочка&raquo

Предложения со словом «лавочка&raquo

  • Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.
  • Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.
  • Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «лавочка»

  • Мне показалось, что я вдруг очутился на каком-нибудь нашем московском толкучем рынке или на ярмарке губернского города, вдалеке от Петербурга, где еще не завелись ни широкие улицы, ни магазины; где в одном месте и торгуют, и готовят кушанье, где продают шелковый товар в лавочке, между кипящим огромным самоваром и кучей кренделей, где рядом помещаются лавка с фруктами и лавка с лаптями или хомутами.
  • Иван Петрович Бородкин, молодой купец, имеющий мелочную лавочку и погребок.
  • Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.
  • (все цитаты из русской классики)
Читайте так же:
Чем красят лавочки во дворах

Значение слова «лавочка&raquo

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка. (Малый академический словарь, МАС)

Все значения слова ЛАВОЧКА

Афоризмы русских писателей со словом «лавочка&raquo

  • Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
  • (все афоризмы русских писателей)

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка.

Все значения слова «лавочка»

Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.

Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.

Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.

  • лавка
  • магазинчик
  • лавчонка
  • магазин
  • скамейка
  • (ещё синонимы…)
  • сидеть
  • скамеечка
  • скамейка
  • парк
  • лавка
  • (ещё ассоциации…)
  • мелочная
  • бакалейная
  • пьяная
  • табачная
  • антикварная
  • (ещё…)
  • Склонение существительного «лавочка»
  • Разбор по составу слова «лавочка»

Склонение существительного «лавочка»

Существительное «ла́вочка» (неод.)
ла́вочкала́вочки
ла́вочкила́вочек
ла́вочкела́вочкам
ла́вочкула́вочки
ла́вочкой

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: горсть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «лавочка&raquo

Синонимы к слову «лавочка&raquo

Предложения со словом «лавочка&raquo

  • Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.
  • Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.
  • Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «лавочка»

  • Мне показалось, что я вдруг очутился на каком-нибудь нашем московском толкучем рынке или на ярмарке губернского города, вдалеке от Петербурга, где еще не завелись ни широкие улицы, ни магазины; где в одном месте и торгуют, и готовят кушанье, где продают шелковый товар в лавочке, между кипящим огромным самоваром и кучей кренделей, где рядом помещаются лавка с фруктами и лавка с лаптями или хомутами.
  • Иван Петрович Бородкин, молодой купец, имеющий мелочную лавочку и погребок.
  • Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова «лавочка&raquo

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка. (Малый академический словарь, МАС)

Все значения слова ЛАВОЧКА

Афоризмы русских писателей со словом «лавочка&raquo

  • Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
  • (все афоризмы русских писателей)

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка.

Все значения слова «лавочка»

Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.

Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.

Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.

  • лавка
  • магазинчик
  • лавчонка
  • магазин
  • скамейка
  • (ещё синонимы…)
  • сидеть
  • скамеечка
  • скамейка
  • парк
  • лавка
  • (ещё ассоциации…)
  • мелочная
  • бакалейная
  • пьяная
  • табачная
  • антикварная
  • (ещё…)
  • Склонение существительного «лавочка»
  • Разбор по составу слова «лавочка»
  • Как правильно пишется слово «лавочка»

Разбор по составу слова «лавочка»

Как правильно пишется слово «лавочка»

лавочкорень
ксуффикс
аокончание
лавочкорень
ксуффикс
аокончание

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова зулу (существительное):

Ассоциации к слову «лавочка&raquo

Синонимы к слову «лавочка&raquo

Предложения со словом «лавочка&raquo

  • Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.
  • Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.
  • Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «лавочка»

  • Мне показалось, что я вдруг очутился на каком-нибудь нашем московском толкучем рынке или на ярмарке губернского города, вдалеке от Петербурга, где еще не завелись ни широкие улицы, ни магазины; где в одном месте и торгуют, и готовят кушанье, где продают шелковый товар в лавочке, между кипящим огромным самоваром и кучей кренделей, где рядом помещаются лавка с фруктами и лавка с лаптями или хомутами.
  • Иван Петрович Бородкин, молодой купец, имеющий мелочную лавочку и погребок.
  • Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова «лавочка&raquo

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка. (Малый академический словарь, МАС)

Все значения слова ЛАВОЧКА

Афоризмы русских писателей со словом «лавочка&raquo

  • Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
  • (все афоризмы русских писателей)

ЛА́ВОЧКА1, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. Уменьш. к лавка1; небольшая лавка.

ЛА́ВОЧКА2, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж. 1. Уменьш. к лавка2; небольшая лавка.

Все значения слова «лавочка»

Во дворе гуляли мамаши с ребятишками, на лавочках сидели старушки и самозабвенно перемывали кому-то косточки.

Кресло подумало и подлетело поближе к входной двери, напротив которой стояла деревянная лавочка.

Выйдя из подъезда, я обратила внимание, что на лавочке рядом с соседкой-пенсионеркой, проводящей здесь весь день, сидит женщина, которую я до сих пор ни разу не видела.

  • лавка
  • магазинчик
  • лавчонка
  • магазин
  • скамейка
  • (ещё синонимы…)
  • сидеть
  • скамеечка
  • скамейка
  • парк
  • лавка
  • (ещё ассоциации…)
  • мелочная
  • бакалейная
  • пьяная
  • табачная
  • антикварная
  • (ещё…)
  • Склонение существительного «лавочка»
  • Как правильно пишется слово «лавочка»

ЛАВОЧКА

ЛАВОЧКА ЛАВОЧКА 1.

|| Скамейка в саду, на улице и т.п. «Присела я на лавочку.» Некрасов.

1. уменьш. к лавка2. Мелочная лавочка.

2. перен. Темное, нечестное, сомнительное предприятие, затея; шайка нечестных людей, с корыстными целями поддерживающих друг друга (прост.). Устроили там лавочку. Это одна лавочка! Надо закрыть эту лавочку (прекратить это безобразие).

❖ Перебивать лавочку кому (прост. шутл.) — отбивать у кого-нибудь источник дохода, конкурировать с кем-нибудь. «Не перебивай мне мою романтическую лавочку.» Пушкин.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Полезное

Смотреть что такое «ЛАВОЧКА» в других словарях:

ЛАВОЧКА — 1. ЛАВОЧКА1, лавочки, жен. (разг.). уменьш. ласк. к лавка1. || Скамейка в саду, на улице и т.п. «Присела я на лавочку.» Некрасов. 2. ЛАВОЧКА2, лавочки, жен. (разг.). 1. уменьш. к лавка2. Мелочная лавочка … Толковый словарь Ушакова

лавочка — 1. см. скамья. 2. см. афера Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. лавочка … Словарь синонимов

ЛАВОЧКА — ЛАВОЧКА, и, жен. 1. см. лавка 1 2. 2. Небольшая скамейка. Л. у ворот. 3. О незаконных, жульнических махинациях, а также о людях, участвующих в таких махинациях (разг.). Раскрыть, прикрыть чью н. лавочку. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

лавочка — 1. ЛАВОЧКА, и, мн. род. чек, дат. чкам; ж. Уменьш. к Лавка (1.Л.); небольшая лавка. 2. ЛАВОЧКА, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Уменьш. к Лавка (2.Л.); небольшая лавка. 2. Разг. О нечестном, незаконном предприятии, затее; о группе сообщников,… … Энциклопедический словарь

ЛАВОЧКА — Хлебная лавочка. Жарг. угол. Шутл. Место, в котором проститутки ищут клиентов. Балдаев 2, 124. Частная лавочка. Разг. Ирон. или Пренебр. Что л. принадлежащее частному лицу, не имеющее общественного значения. Ф 1, 273. Чёртова лавочка. Волг. Презр … Большой словарь русских поговорок

лавочка — ЛАВКА, и, ЛАВОЧКА, и, ж. 1. пренебр. Любое заведение, организация. 2. Рот. 1. ср. уг. «лавка» темное, незаконное дело … Словарь русского арго

Лавочка — I ж. разг. сниж. 1. Сомнительное предприятие, нечестная затея. 2. Группа людей, участвующих в таком предприятии, с корыстными целями поддерживающих друг друга. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. лавка I 2. ласк. к сущ. лавка I III … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Лавочка — I ж. разг. сниж. 1. Сомнительное предприятие, нечестная затея. 2. Группа людей, участвующих в таком предприятии, с корыстными целями поддерживающих друг друга. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. лавка I 2. ласк. к сущ. лавка I III … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Лавочка — I ж. разг. сниж. 1. Сомнительное предприятие, нечестная затея. 2. Группа людей, участвующих в таком предприятии, с корыстными целями поддерживающих друг друга. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. лавка I 2. ласк. к сущ. лавка I III … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лавочка — лавочка, лавочки, лавочки, лавочек, лавочке, лавочкам, лавочку, лавочки, лавочкой, лавочкою, лавочками, лавочке, лавочках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector