Vosapex.ru

Ремонт и отделка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткое содержание романа; «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Популярное стилистическое произведение-хроника появилось в 1869—1870 годах. Оно сразу же вызвало небывалый интерес читателей. Сегодня все желающие могут изучить как полное, так и краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» по главам.

  • Брудастый – «Органчик» с пустой головой, отделяющейся от тела и всего 2 мелодиями в ней;
  • Двоекуров – вымостивший улицы города и заведший пиво и медоварение;
  • Фердыщенко – любвеобильный и косноязычный бригадир, подвергавший город пожарам и голоду;
  • Бородавкин – построил съезжий дом вместо академии;
  • Микаладзе – князь, черкашенин, красивый любитель женщин, почти в 2 раза увеличивший население города;
  • Беневоленский – любитель сочинять законы и есть пироги с начинкой;
  • Прыщ – майор с фаршированной головой;
  • Грустилов – статский советник, чувствительный романтик, писавший идиллические сочинения;
  • Угрбм-Бурчеев – разрушил старый город, а новый не построил.
  • Алена – красавица, жена ямщика, в которую влюбился Фердыщенко;
  • Домашка – грязная и грязно ругающаяся стрельчиха, вторая возлюбленная Фердыщенко;
  • аптекарша Пфейфер – женщина, наставившая Грустилова на путь истинный.

От издателя

Обращение к читателю

О корени происхождения глуповцев

Править вору-новотору было легко. Глуповцы покорно выполняли просьбы, приказы правителя. А вор-новотор желал бунтов, требующих усмирения. Период правления его закончился бесславно. О воровстве новотора узнал князь и прислал подчиненному петлю. Тот, не дожидаясь казни, сам зарезался огурцом.

После вора-новотора Глуповом управляли другие правители. Все они воровали еще хуже предшественника. Князь, узнав о беспорядках, сам приехал в город с криком: «Запорю». С этого момента пошел отсчет времени.

Опись градоначальникам

Великанов запомнился налогами в 3 копейки. Попал в острог, полюбовничав с Авдотьей Лопухиной.

Грек Ламврокакис торговал орехами и губкой. Правил недолго. Был заеден клопами в собственной постели.

Антон Протасьевич пел непристойные песни и летал по воздуху. Однажды в полете зацепился костюмом за шпиц в городском саду, за что и был уволен.

О других градоначальниках подробно расскажут главы ниже.

Органчик

Выяснилось, что у Брудастого пустая голова. Как-то письмоводитель заметил, что его тело делает записи за столом. А голова просто лежит отдельно и в ней ничего нет.

Часовых дел мастер, посещавший градоначальника, признался, что у того в голове мини-орган, исполняющий только 2 пьесы – его фразы. В итоге инструмент сломался, отсырев по пути. Пока ждали новую голову из столицы, началось безвластие. Появились даже 2 одинаковых градоначальника-самозванца. Их забрал рассыльный из губернии, посадив в бутыли со спиртом. Анархия продолжалась 7 дней.

Сказание о шести градоначальницах

Мужественная бездетная вдова Палеологова жестоко истязала своих 4 крепостных и имела жутковатое коричневое лицо. Дама обокрала казну и требовала признать ее градоначальницей, ведь когда-то ее муж занимался этой деятельностью.

Клемантинку де Бурбон подговорил претендовать в правители штаб-офицер. Когда-то эту должность занимал ее отец – картежник. Дама много пила и отлично ездила на лошади. Она сутки сражалась с Палеологовой. Последняя улетела в воздух с награбленными деньгами.

Третьей претенденткой стала немка Амалия Штокфиш, 2 месяца бывшая, любовницей градоначальника. Она легко победила пьяную Клемантинку.

Еще три дамы хотели править и вовсе без оснований. Жители города совсем взбесились. Продолжается анархия, глуповцы то топят, то сбрасывают с колокольни людей.

Известие о Двоекурове

Он решил открыть в Глупове академию, ввел пивоварение и медоварение. Правда, учебное заведение так в городе и не появилось. Последователь Двоекурова получил отказ в его открытии и выстроил съезжий дом.

Голодный город

Счастливый период закончился на 7 год правления нового градоначальника. Тот влюбился в жену ямщика. Чувства сильно изменили Фердыщенко. Он стал деятельный и заменил грязный халат мундиром. Алена Осипова была настоящей русской красавицей – полная, румяная, с пухлыми губами-вишнями. Они с мужем Дмитрием любили друг друга. На супругов любовались все глуповцы.

Правитель увидел Алену в кабаке и предложил жить вместе. Та отказала, сославшись на красавца-мужа. После Фердыщенко стал притеснять ямщика и даже сослал в Сибирь. Только тогда девушка приняла ухаживания правителя.

В городе началась засуха, голод. Люди умирали. Прошения к Фердыщенко не помогали, посланец не вернулся. Тогда местные жители сбросили Алену с колокольни. Подавлять бунт пришли солдаты.

Соломенный город

Вскоре после начала нового романа Фердыщенко в город пришли пожары. Обвинили глуповцы в них градоначальника.

Фантастический путешественник

Продолжалось путешествие 3 дня. Фердыщенко умер от обжорства. Съедал он то соленого осетра, то кусок ветчины, то щи с солониной. Глуповцы испугались, что их обвинят в перекорме путешественника. Но в город приехал новый начальник – Бородавкин. С него начался «золотой век» достатка и изобилия.

Войны за просвещение

Когда в городе не было дел, Бородавкин маршировал в кабинете. Писал политический проект, прибавляя по строке в день, и очень гордился этой работой.

Изучив историю Глупова, Василиск Семеныч посчитал достойным прошлым правителем только Двоекурова. В память о нем Бородавкин приказал сеять и есть горчицу. Жители против и бунтуют на коленях.

Подавлять бунт градоначальник отправляется к стрельцам в слободу. Продолжался он 9 дней. В темноте пришлось биться со своими же. В итоге большая часть живых солдат Бородавкина была уволена, а их заменили оловянные. Дойдя до слободы, правитель там никого не нашел. Тогда начали разбирать дома стрельцов, чем заставили их сдаться.

В будущем прошло еще 3 войны за просвещение. Во время первой глуповцам объясняли пользу каменных домов, во вторую – необходимость выращивания персидской ромашки, в третью – боролись против строительства академии в городе.

Из-за правителя город обнищал. Он решил снова сжечь Глупово, но умер, не осуществив намерения.

Эпоха увольнения от войн

Следующим правителем стал Микеладзе. Тот лишь волочился за женщинами и не интересовался городом.

Беневоленский очень любил законы и сам написал несколько. Но законно и открыто заниматься этим было нельзя. Поэтому писал правитель ночами и тайно разбрасывал свои труды по городу. Уволили градоначальника за подозрение в связи с Наполеоном.

Подполковник Прыщ наладил дела в городе. Вроде и не занимался им, а глуповцы жили в изобилии, собирая огромные урожаи. Было замечено, что голова Прыща пахнет трюфелями. Тогда ее съел предводитель дворянства.

Поклонение мамоне и покаяние

После смерти Иванова управлять городом начал виконт де Шарио. Тот оказался необыкновенно веселым. Кроме маскарадов и развлечений виконт ничего не умел. Он обходил дела стороной, не вмешивался в администрацию. С таким его подходом к управлению глуповцы могли долго жить спокойно. Но за обращение людей в язычество иностранца де Шарио выслали из страны. В итоге он оказался женщиной.

На смену виконту пришел Эраст Андреевич Грустилов. Ситуация в городе на тот момент сложилась непростая. Глуповцы перестали верить в Бога, только развратничали и ленились. Они даже перестали работать и сажать зерно. Вместо икон по городу стали носить причинное место Перуна. Неудивительно, что вскоре в город пришел голод. Правителя этот вопрос не сильно беспокоил, он развлекался балами.

На Грустилова неожиданно сильно повлияла аптекарша. Та явилась правителю на балу в маске и призвала проснуться падшего брата. Грустилов уединился с красивой девушку и после сильно изменился. Ночь он сильно плакал о своих грехах. Утром снова зазвучал церковный колокол. Грустилов стал близко общаться с юродивыми, блаженными. Мужа аптекарши он выслал из города.

Жители Глупова прислушались к градоначальнику и тоже покаялись, вернулись к богу. Но к работе так и не вернулись. Грустилова же уволили за ночные массовые чтения запрещенных книг.

Подтверждение покаяния. Заключение

Ради своей цели правитель полностью разрушил город. А строительству нового идеального мешала река. Она сносила построенные им дамбы. Тогда градоначальник ушел на новое ровное место. Но и тут город не построился по неизвестной причине. Правитель исчез. А люди были в ужасе «оно пришло» . Что пришло – неизвестно. История прекратилась.

Читайте так же:
Голова раба вместо стула

Конспект внеклассного мероприятия По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.

Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.

3. Название произведения и его смысл.

Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.

Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.

Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.

7. Система образов произведения.

Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.

На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.

Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.

Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.

10. Отзыв о произведении.

И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»

Иллюстрация 5.jpg Иллюстрация 4.jpg Иллюстрация 2.jpg Иллюстрация 3.jpg Иллюстрация 1.jpg

«Шутишь, парниша»: как Ильф и Петров усидели на 12 стульях

Нет смысла пересказывать сюжет этой книги, его все знают. Огромное количество остроумных фраз этого романа вошло в наш повседневный обиход. «Мы чужие на этом празднике жизни», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», «знойная женщина, мечта поэта», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «шутишь, парниша». Написанный в 1927 году роман о погоне за сокровищами стал культовым в Советском Союзе.

Народный герой

Почему советский народ так сильно любил (и любит!) Остапа Бендера – это большой вопрос. Он ведь плут, мошенник и обманщик. Но он – наш плут. Его авантюрность и талант выходить сухим из воды были очень близки нашему человеку, который тоже всю дорогу вертится в предлагаемых властью обстоятельствах! Бендер – наследник Чичикова и такой же циничный психолог. Но только гораздо артистичнее и обаятельнее. «Мне скучно, бес!» – мог бы воскликнуть Остап Ибрагимович вслед за Фаустом.

Впрочем, он дурит головы людям вполне неприятным. Хотя некоторых жалко. Киса Воробьянинов все время огребает тумаки и шишки, он – нелепый, старый, ущербный, унылый лузер, он – «некрасивая подружка», оттеняющая красивого, энергичного Бендера. Вместе они – архетипическая пара Дон Кихот и Санчо Панса, только наоборот. Санчо здесь, конечно, Бендер, снисходительно сочувствующий иногда своему дураку Дон Кихоту, обломку старой жизни.

Удивительно, что авторам совсем не жаль было мадам Грицацуеву. А что сделала плохого пылкая вдова, жаждущая любви? Ничего. Но Бендер, пользуясь ее чувствами, тащит у нее стул, дутый браслет и все ее женские надежды. Тут обаяние Бендера явно дает течь. Спасает его то, что в книжке у Ильфа и Петрова вообще нет ни одного положительного женского образа – все какие-то жалкие дурочки. А ведь за одну только Эллочку Щукину сегодняшние адепты «новой этики» записали бы Ильфа и Петрова в сексисты и четвертовали. Как все меняется.

Лучшего Остапа Бендера в кино сыграл

Случайные гении

Великий комбинатор вошел в Старгород в половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки. Звучит победительно и многообещающе. Примерно так же его отцы-создатели «вошли» в Москву со стороны Одессы. Было это в 1923 году. Только тогда они еще не были знакомы и вообще были не Ильф и Петров, а Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев. Один был хмурый и молчаливый, другой – веселый и разговорчивый. Но обоим было по 20 с небольшим, и оба они стали писателями случайно.

Ильф в Одессе успел поработать и телефонистом, и чертежником, и токарем, и бог знает кем еще. Но потом плюнул на всю эту скуку и вступил в кружок поэтов. Евгений Катаев был младшим братом писателя Валентина Катаева и работал в Одесском угрозыске. Там были хорошие пайки и карьерные перспективы. Однажды к нему попало дело бандита Александра Козачинского. Его банда – что-то вроде «Черной кошки» – убивала и грабила склады с поездами. Когда Козачинского поймали, выяснилось, что он и Женя Катаев – друзья детства. Козачинского приговорили к расстрелу, но Евгений добился замены «вышки» на тюремный срок. После этого дела в угрозыске Евгению стало сложно, и он уехал в Москву, поближе к брату.

Читайте так же:
Танец со стулом

Ну а Ильф, поэт, к тому же влюбленный, уехал в столицу за деньгами, славой и судьбой. Там он поступил библиотекарем (позже стал литсотрудником) в газету «Гудок», где обреталась вся одесская литературная мафия во главе с вездесущим Валентином Катаевым.

Илья Ильф снимал углы и комнатки, а Евгений поселился у брата, став Петровым с его легкой руки, написав однажды под этим псевдонимом рассказ. Так, собственно, и попался на сочинительскую удочку.

Ильф и Петров познакомились в «Гудке». Как гласит легенда, в момент знакомства Илья Ильф читал в курилке железнодорожный справочник и хохотал. Через 2 месяца после этого знакомства их обоих позвал в гости Валентин Катаев, сказал: «Я буду вашим Дюма-отцом, а вы моими литературными неграми» – и предложил им идею плутовского романа. «Негры» посмотрели друг на друга и согласились. Вообще-то этот роман, сатиру про НЭП, Катаев-старший должен был написать сам, но ему было лень, он хотел скорее в Батуми, а тут парни способные простаивают. Дело пошло быстро. Как уверял Катаев, все персонажи «12 стульев» написаны с натуры. То есть со знакомых и друзей. А сам он фигурирует в образе инженера Брунса из Батуми, который говорит своей жене: «Мусик. Готов гусик?!»

Прототипом Эллочки-людоедки стала сестра первой жены Катаева, бесконечно обсуждавшая моду и шопинг. Отец Федор Востриков – это смешная пародия на Федора Достоевского, которого считали тогда реакционным писателем. Даже письма жене отец Федор подписывал «твой вечный муж Федя», как Достоевский – «твой вечный муж Достоевский». И их газета «Гудок» в романе есть, только названа «Станок».


Илья и Петров // Global Look Press

Прототипы Бендера

Интересно, что в плане романа, которым снабдил Валентин Катаев своих «негров», точно не было одного персонажа – Остапа Бендера. Ильф и Петров его придумали сами. И реальных прототипов у Бендера как минимум два. Один – это Осип Шор, красавец-атлет огромного роста, одесская знаменитость и брачный авантюрист, представлявшийся, когда нужно было, и «гроссмейстером», и «художником», и «подпольщиком». Позже Шор поработал, как и Евгений Катаев (Петров), в Одесском угро и даже в ЧК, но всю жизнь мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, носил поэтому капитанскую фуражку и шарф. В 30-х был арестован за какие-то махинации. Было дело, Осип Шор пришел к Ильфу и Петрову и потребовал денег за то, что они с него «лепили» Остапа Бендера, но не тут-то было. Вторым прототипом Бендера был сам Валентин Катаев. Они действительно похожи – в Катаеве был и гедонизм, и авантюрность, и бандитский шик. И к тому же Катаев-старший так же «командовал парадом», как и Бендер, то есть затеял и продвигал книжку и ее двух молодых авторов, как Бендер руководил аферой с поисками бриллиантов в стульях.

В общем, вышло все так круто, что Валентин Катаев, прочитав первую главу, объявил, что «негры» больше не негры, дальше они будут всё писать сами, а ему, когда роман выйдет, подарят золотой портсигар. И вот однажды соавторы пришли к Катаеву и вручили ему увесистый пакетик. В нем был золотой портсигар с бирюзой. Но маленький, женский.

«Эти жмоты поскупились на мужской!» – хохотал Катаев. «Братишка, лопай, что дают», – ответил Петров вполне в духе Бендера, и все трое отправились в «Метрополь» пьянствовать.

Роман стал сенсацией. Ильф наконец получил комнату в коммуналке напротив храма Христа Спасителя, и к нему приехала невеста из Одессы. Петров женился, уведя невесту у Олеши. Роман и его авторы выжили и уцелели в эпоху Сталина, может, потому, что по советской реальности они прошлись как бы не всерьез. Избегая трагизма и сознательно оставаясь где-то там, в аутсайде большой литературы. Интуиция подсказывала, что только так можно избежать политических обвинений.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2020 под заголовком «Как Ильф и Петров усидели на 12 стульях».

«Двенадцать» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. А. Блока

Поэму «Двенадцать» Александр Александрович Блок написал в январе 1918 года , опубликована она была в том же году . Поэма большинством представителей русской интеллигенции принята была в штыки, поддержали поэта единицы (и среди них — Есенин).

Поэма делится на 12 глав и имеет зеркальную композицию. В этом произведении объединены в художественное целое почти самостоятельные стихи.

В поэме автор показал революционный Петербург. Время действия — зима 1917–1918 года.

Главные герои поэмы

  • 12 красногвардейцев — это люди из бедных низов общества, вступившие в Красную гвардию и патрулирующие улицы города.
  • Петруха — один из красногвардейцев-патрульных. Он ревновал Катьку к Ваньке и хотел убить соперника, но пуля попала в Катьку.

Другие персонажи

  • Ванька — был когда-то товарищем красногвардейцев, но разбогател и пустился в разгул.
  • Катька — гулящая девушка, бывшая возлюбленная Петрухи.
  • Старушка — горюет, что жизнь при большевиках стала трудной.
  • Буржуй — озадачен революционными событиями.
  • Писатель-вития — пророчествует о гибели России.
  • Барыня в каракуле — жалуется на нынешнюю жизнь.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Завязкой сюжета служит первая глава — поэт описывает улицы Петербурга зимой 1917–1918 годов и даёт несколько кратких и ёмких портретов прохожих — представителей старого мира.

По заснеженным улицам идёт патруль — отряд красногвардейцев. Их 12 человек. Они обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил дело революции ради разгульной жизни и сошёлся с проституткой Катькой.

Красногвардейцы увидели сани, на которых едут Ванька и Катька и нападают на них. Один из патрульных, Петруха, стреляет в Ваньку. Извозчик и Ванька спасаются, а Катька погибает. Петруха печалится, что нечаянно убил девушку, но товарищи по отряду осуждают его за эти переживания.

Держа революционный шаг, патруль идёт дальше. За красногвардейцами увязывается бездомный пёс и плетётся сзади них.

Патруль вдали заметил неясную фигуру — впереди него шёл Иисус Христос.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Поэма начинается с резкого противопоставления: «Чёрный вечер. Белый снег». Далее все действие поэмы развёртываются на фоне разгулявшейся природной стихии: ветра, метели.

На улицах революционного города — ветер, от которого «на ногах не стоит человек».

Увидев огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», старушка горюет, что ребята разуты, раздеты, что лучше бы из такого лоскута материи наделать для них портянки.

На перекрёстке стоит буржуй, спрятавший от мороза нос в воротник.

Идёт кто-то и говорит вполголоса, что погибла Россия — это, наверно, писатель-вития.

Далее идёт сторонкой поп, он невесел, так как для него настало тяжёлое время.

«Барыня в каракуле» говорит другой: «Уж мы плакали, плакали…» — затем поскользнулась и упала.

Ветер доносит отдельные фразы прохожих о собраниях. Улица опустела, виден один ссутулившийся бродяга да слышен свист ветра.

Глава 2

В этой главе на фоне разгулявшегося ветра и порхающего снега представлен коллективный образ красногвардейцев — защитников новой жизни.

Участники красногвардейского патруля разговаривают о том, что их бывший товарищ Ванька разбогател и сейчас пирует в кабаке с Катькой.

Из уст красногвардейцев слышатся революционные лозунги:

«Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!»

Глава 3

Эта глава отличается интонацией разбитной частушки. Она о том, что ребята, вступившие в Красную гвардию, хотят устроить «мировой пожар» революции «на горе всем буржуям».

Глава 4

На лихаче едут Ванька и Катька. Молодцеватый Ванька одет в солдатскую шинель. Он обнимает Катьку и развлекает её разговором.

Глава 5

Здесь рассказывается о развратной жизни Катьки. Раньше она гуляла с юнкерами, а сейчас стала гулять с солдатами.

Читайте так же:
Заглушки для ножек металлических стульев своими руками

Глава 6

Лихач снова несётся навстречу патрулю. Один из красногвардейцев командует другим, чтобы остановили сани, и стреляет в Ваньку. Но лихачу с Ванькой удалось уехать, а Катька — убита, ей пуля попала в голову. Катька остаётся лежать на снегу, а патруль идёт дальше.

Глава 7

Заканчивается глава словами о том, что не грех голытьбе позабавиться грабежами квартир.

Глава 8

После убийства Катьки появилась у Петрухи скука смертная, и Петруха угрожает за свою зазнобу расправиться с буржуем Ванькой.

Эта глава написана в стиле разгульной народной песни и заканчивается обращением к господу, чтобы он упокоил душу рабы его.

Глава 9

Здесь звучат интонации городского романса и показан старый мир в образе буржуя, стоящего на перекрёстке и упрятавшего в воротник нос. Рядом с ним — паршивый пёс, поджавший хвост.

Глава 10

Вьюга так разгулялась, что не видно ничего за 4 шага.

Петруха восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Товарищ ему говорит, что золотой иконостас не спас его от убийства, стыдит Петруху, что он бессознательный, коли призывает бога. Товарищи напоминают Петрухе:

«— Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!»

Глава 11

Все 12 красногвардейцев идут вдаль навстречу вьюге, готовые к отпору лютому врагу.

Заканчивается глава призывом:

Глава 12

Патруль идёт вдаль державным шагом. За ним ковыляет голодный безродный пёс. Его отгоняют, он скалит зубы, но не отстаёт.

Красногвардейцы переговариваются. Им кажется, что кто-то впереди машет красным флагом и «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома».

Красногвардейцы кричат, чтобы тот, кто прячется, выходил, предупреждая, что иначе начнут стрелять. Они стреляют, но только эхо от выстрела откликается да заливается в снегах долгим смехом вьюга.

Патруль идёт державным шагом, позади него плетётся голодный пёс. А впереди двенадцати красногвардейцев идёт невидимый за вьюгой Иисус Христос «в белом венчике из роз». Его фигура едва различима на фоне жемчужной снежной россыпи.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» раскрыты темы:

  • стихия революции;
  • надежда на мистическое преобразование жизни.

Основная мысль (идея) поэмы «Двенадцать»: в начале революции могут присутствовать стихийность и жестокость, но есть надежда, что в дальнейшем она осуществит идеалы справедливости. Это символически показал Блок, поставив во главе красногвардейского патруля Христа.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Кратко «Двенадцать» А. А. Блок

В своем произведении Поэма «12» Александр Блок ярко описал революционное время и положение дел в стране в этот нелегкий период. В 12 главах автор смог уместить несколько сюжетных линий и показать настроение, которое охватило народ, насколько моральные устои утратили свою ценность и как меняется мир.

Очень краткий пересказ поэмы «12».

В первой главе начинается завязка сюжета. На заснеженных улицах Петрограда времен 1917-1918 годов несколько прохожих, священник, барыня в каракуле, старушка. По городу идут красноармейцы – отряд, состоящий из 12 человек.

Они вспоминают своего бывшего товарища Ваньку, который отказался продолжать дело революции и стал буржуем, сошелся с девушкой легкого поведения Катькой и любит весело проводить время в кабаках. Затем поют песню о том, как служится в Красной гвардии.

По пути им встречается повозка, в которой ехали Ванька с Катькой. Красноармейцы нападают на них. Извозчик с Ванькой сбегают, а Катька погибает от рук Петьки, одного из бойцов. Он начинает много думать о случившемся и грустит, но товарищи его за это осуждают.

Патруль отправляется дальше ровным строем, а за ними плетется уличный пес. Бойцы пытаются отогнать его штыками, но он все равно продолжает идти за отрядом. Впереди они видят непонятную фигуру, оказалось это был Исус Христос.

Главные герои и их характеристика:

  • Петруха – член отряда, который еще не утратил чувства жалости, и печалится об убитой им Катьке, ведь он ее когда-то любил. Совесть тоже в нем умерла не до конца, но товарищи помогают заглушить ее угрызения.
  • Ванька – бывший красноармеец и в прошлом товарищ бойцов из отряда 12. Он отказался от идеи вести дело революции ради денег и стал жандармом. Его осуждали бывшие товарищи.
  • Катька – девушка легкого поведения, которая была когда-то возлюбленной Петьки. Она выбрала «простой путь», чтобы красиво жить. Начала встречаться с жандармом Ванькой. Убита Петькой во время патрулирования.
  • Отряд из двенадцати – отряд красной гвардии, которые в прошлом были каторжниками. В поэме участники обезличены, показаны лишь как одна слепая яростная сила. Они безжалостны, жаждут мести и легко могут убивать без угрызений совести.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Старушка – ее образ показан только в первой главе произведения. Она видит большой лоскут ткани с надписью «вся власть учредительному собранию». Ей эти слова ни о чем не говорят, зато она прекрасно видит ужасную реальность. Она считает, что лучше бы из той ткани, которую пустили на транспаранты, сшили парням портянки.
  • Буржуй – человек на перекрестке, который прячется в воротнике пальто. За ним идет уличный голодный пес. Его имение разграбили, он остался в одиночестве и не понимает, как жить дальше и что теперь делать.

Краткое содержание поэмы «12» подробно по главам.

Заснеженный Петроград времен революции 1917-1918 годов. На улице мороз, ветер усиливается, сбивая с ног прохожих. Между домами висит большой транспарант, на котором написано «Вся власть Учредительному Собранию!».

Александр Александрович БлокАвтор: Александр Александрович Блок

Мимо через сугроб пробирается, молясь, старушка. Видя этот плакат, сетует, что такой большой лоскут ткани было бы полезнее пустить на портянки парням, чтобы их согреть в такой мороз. Она видит, что происходит вокруг и уверена, что не нужно ждать от большевиков чего-то хорошего, они всех «загонят в гроб».

Сквозь метель по улице пробираются и другие прохожие. На перекрестке стоит, спрятавшись в воротник буржуй. Писатель повествует о гибели России и предателях. Идет опечаленный поп, крадучись. Барыня в каракуле разговаривает с другой женщиной, жалуясь на судьбу, вдруг поскальзывается и падает на лед.

Ветер срывает плакат об Учредительном Собрании. Автор описывает то, что сейчас собрания проходят у всех, даже у проституток, которые устанавливают новую стоимость на свои услуги. На первый взгляд улицы опустевшие, но всюду есть люди, озлобленные и уставшие, а допоздна там бродит только нищий голодный бродяга.

По улице идет отряд красноармейцев с винтовками. Настало их время. Они скорее сошли бы за каторжников в былые времена, а теперь идет патруль, свободный, без креста. Они ругают бывшего товарища Ваньку, который стал буржуем и теперь пьянствует в кабаке с Катькой, распутной девкой. Отряд продолжает идти революционным шагом по улице.

Красноармейцы поют песню о своей службе. Хоть они идут в старье, со старым оружием, но готовы идти до конца за идею, не боясь погибнуть: «Мировой пожар раздуем!». Они предвкушают, как сгинут все буржуи после революции.

Ванька с Катькой мчатся по улицам с извозчиком. Он обнимает свою подругу «толстоморденькую». Мороз им нипочем, Ванька в солдатской теплой шинели, веселится с Катькой.

Ванька напоминает своей подруге о ее темном прошлом, как она гуляла с офицерами и юнкерами. Катька тогда носила дорогое белье и кушала изысканные блюда, а на ее теле остались шрамы и отметины разгульной жизни.

Так же он напоминает, как одного из офицеров убили из-за нее, и теперь она должна искупить свою вину блудом с «солдатьем».

Парочка летит на санях, им весело, но тут они встречаются с отрядом красноармейцев, который на них нападают. Гремят выстрелы, Ванька с извозчиком сбегает, оставляя подругу.

Читайте так же:
Кентукки стул своими руками чертежи и размеры

Петька, жаждущий мести (Ванька увел у него Катьку), делает выстрел и убивает Катьку, которая «как падаль» остается лежать мертвая на снегу. Отряд снова продолжает идти, держа шаг.

После случившегося Петька совсем опечалился, вспомнил, как проводил с Катькой ночи, его грызут остатки совести.

Товарищи не поддерживают его в этом и объясняют, что сейчас другое время, поэтому нужно дальше идти за идею, бороться с врагом, а не упиваться переживаниями о распутной девке. Петька взбодрился и идет дальше, столь же бодро, как и до убийства бывшей возлюбленной.

Петьке становится скучно, ему хочется крушить и убивать: «Выпью кровушку за зазнобушку». Он готов бороться с буржуями даже без оружия с одним ножом. Тут же по привычке молится об упокоении Катькиной души.

Старый мир, как пес безродный, беззащитный перед революционерами. На улицах больше нет городовых, которые бы следили за порядком. На перекрестке стоит перепуганный буржуй, к которому жмется «паршивый пес».

Отряд красноармейцев продолжает путь, вьюга усиливается, впереди ничего не видно. Петька начинает молиться, но товарищи ему напоминают об убийстве Катьки.

Называют Петьку бессознательным и говорят, что бог ему уже ничем не поможет, раз руки в крови. Назад пути нет, нужно продолжать идти вперед с рабочим народом творить революцию.

Бойцы идут под красным флагом, и нет в них жалости и сочувствия ни к другим, ни к себе. 12 человек ищут врагов на городских улицах и всегда готовы погибнуть за идею. Они должны идти вперед, нога в ногу вместе с рабочими.

Красноармейцы продолжают идти державным шагом, а впереди отряда кто-то идет с красным флагом, но из-за метели ничего не видно. Бойцы кричат, чтобы неизвестный вышел и показался.

За ними увязался уличный нищий пес голодный, которого они пытаются прогнать штыками, но пес скалится и продолжает следовать за отрядом. Их интересует, кто же там впереди с флагом, и отряд начинает стрелять вслепую, но не попадают.

Так отряд продолжает идти: в хвосте плетется паршивый пес, а впереди с кровавым флагом от пуль невредим «в белом венчике из роз» – идет– Исус Христос».

Кратко об истории создания произведения.

Поэма Александра Блока неоднозначна, и многие критики трактовали идею, заложенную в произведение по-разному. «12» была написана в 1918 году после того, как был свергнут царь.

В этот период пролетариями уже была захвачена власть, и они активно вводили свои новые порядки. На написание произведения Блока вдохновила «музыка революции», когда он был в Петрограде.

Поэму напечатали в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года, а в мае вышла книга.

Краткое содержание «Тарас Бульба» за 13 минут

В 1835 году была впервые опубликована повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». В ней рассказывается о событиях, происходящих среди запорожских казаков в XVII веке. У главного героя был реальный прообраз, а сюжет повести основан на настоящем казацком восстании, происходившим на территории подчиненной поляком Украине в 1637-1638 годах.

Далее представлен пересказ этого произведения, разделенный на главы в соответствии с оригиналом.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Глава 1

К Тарасу Бульбе приезжают из Киева два его сына – Андрий и Остап. Они окончили семинарию (духовное училище) и наконец могут вернуться в родной дом. Тарас Бульба подшучивает над своими сыновьями, но Остапу это неприятно. В итоге теплое приветствие переходит в потасовку, однако все быстро возвращается в норму. Сыновья Тараса Бульбы несколько смущены тем, как встретил их отец.

Тарас решает, что его два молодых сына должны стать настоящими казаками. Для этого Остапу и Андрию необходимо отставить изнеженный образ жизни (книжки, материнскую любовь, теплые стены академии) и отправиться в Сечь. Жена Тараса против таких радикальных мер, но у нее нет права протестовать, раз уж такова воля мужа. Сотники Тараса же поддерживают его решение. В итоге Тарас Бульба так вдохновлен предстоящей отправкой сыновей в Сечь, что решает ехать вместе с ними и быть им наставником.

Матери же было очень тяжело расставаться и с сыновьями, и с мужем. Она все надеялась, что Тарас передумает, или что они хотя бы уедут попозже. Но надежды были напрасными, а ее муж – непоколебим.

В итоге, несмотря на боль в материнском сердце, жена Тараса Бульбы проводила всех своих мужчин в Сечь. Она надела на них иконки.

Глава 2

Тарас и сыновья преодолевали длинный путь верхом. Царило молчание: каждый задумался о своем. Тарас вспоминал свою молодость, а Остап и Андрий думали о том, как они жили под влиянием авторитарного отца.

Оба брата поступили на обучение в Киев, когда мы было по 12 лет. Только вот Остапу совсем не нравилось учиться – он хотел отправиться в Сечь и стать казаком, а учение казалось ему лишней тратой времени. Он не единожды закапывал собственный букварь и даже сбегал, но отец упорно возвращал его обратно. Он пригрозил ему, что Остап никогда не увидит сечь, если не будет хорошо учиться. И это подействовало – мальчик стал куда более старательным и окончил семинарию в рядах лучших.

Андрий же изначально был более расположен к учебе. Обучение давалось ему легко, а парень всегда был большим авантюристом, но, совершая проказы, практически никогда не попадался. Но вот только во время обучения он позволил себе еще и влюбиться, хотя в семинарии это совсем не дело. Андрий был очарован панночкой и даже пробирался с помощью служанки-татарки к ней в покои, а она смеялась и надевала на него украшение. Они провели вместе целую ночь, а на утро панночка помогла ему выбраться.

Пока Тарас, Андрий и Отсап прибывали каждый в своих воспоминаниях – их путь продолжался. Степь, разворачивающаяся вокруг них, становилась все более прекрасно. Наконец, они въехали в Сечь, где кипела жизнь: казаки чинили свои одежды, танцевали, гуляли и устраивали дружеские схватки.

Глава 3

Сечь была похожа на нескончаемое пиршество. Большинство ее жителей с утра до вечера гуляло, предаваясь различным удовольствием, хотя был и рабочий люд – ремесленники и купцы. Казаки оказались очень многогранным народом: некоторые из них так и не смогли закончить академию, другие были учеными, среди них даже встречались сбежавшие офицеры. Все эти люди были очень разными, но их объединяла христианская вера и любовь к родной земле.

Андрию и Остапу Сечь и царящая там атмосфера очень понравились. Они быстро влились в местную среду, но Тарас Бульба был от этого не в восторге. Он считал, что его дети должны пройти боевую закалку, а не веселиться. Поэтому Тарас начинает думать о том, чтобы выступить с Сечью в военном походе, но это далеко не всем нравится. Тарас Бульба ссорится с кошевым и подбивает остальную Сечь на свержение лидера, споив казаков. Все получается, как задумано, и кошевым выбрали казака Кирдягу – уже немолодого и мудрого товарища Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас Бульба пытается убедить нового кошевого в том, что нужно отправляться в военный поход. Однако Кирдяга – мудрый и рассудительный человек, который не хочет лишний раз разжигать конфликт. Он говорит, что только те казаки, которые действительно хотят отправляться в этот поход, должны идти, а принуждать никого нельзя. Таким образом Кирдяга снял с себя ответственность и перед собственными подчиненными, и перед другими государствами.

Вскоре в Сечь возвращаются беглые казаки. Они говорят, о том, что на Украине власть захватили католики-поляки. Они не дают верующим людям отмечать свои праздники, запрягают их в собственные повозки и устроили беззаконие. Эти новости сильно разозлили казаков, так как они не терпят оскорблений своего народа и своей веры. Практически все жители Сечи, независимо от возраста и занятия, готовы были взять в руки оружие и пойти против поляков, навлекая на них возмездие.

Читайте так же:
Как появилось слово стул

Глава 5

Казаки отправились на украинские земли. Двигались они в основном ночью, а днем спали и давали отдых своим лошадям. Тарас Бульба, который, разумеется, тоже был в этом походе, очень гордился своими сыновьями. Они оба были среди запорожцев, участвующих в постоянных сражениях. Казалось, что Остап – настоящий воин, в то время как Андрий – скорее романтик, хотя и его нельзя было бы упрекнуть в недостатки отваги или преданности. Оба парня сильно возмужали за это время.

Войско запорожцев прибыло в город Дубно. Они осадили город и попытались взять его измором, окружив и уничтожив все запасы продовольствие. Такая жизнь не нравится Андрию и Остапу. Но Тарас Бульба убеждает их, что нужно подождать, сказав при этом свою знаменитую цитату: «Терпи казак – атаманом станешь!». Оба сына Бульбы остаются, хотя им и не нравится то, что происходит.

Однажды ночью, когда все уже спали, Андрий никак не мог уснуть. Он бродил по окрестностям, как вдруг заметил вдалеке какой-то силуэт. Оказалось, что это та самая татарка, служанка панночки, с которой Андрий провел как-то ночь. Она рассказывает о том, какой страшный голод стоит в городе. Она просит у Андрия немного еды, и тот соглашается помочь. Андрий тихонько вытаскивает из-под спящего Остапа мешок с продуктами и собирается отправиться вместе с татаркой в Дубно. Тарас Бульба сквозь сон будто бы предупреждает сына о том, что женщины станут его погибелью, но тут же засыпает вновь. Андрий уходит. Теперь он будет защищать любимую до конца своей жизни, он отрекся от собственного отца и других казаков.

Глава 6

Покинувший казаков Андрий вместе с татаркой пробирается в город по подземному ходу. Первое, что он видит – это католический монастырь. Андрий поражается тому, насколько он красив, и как прекрасна играющая в нем музыка.

То, что Андрий увидел в самом городе, снова удивило его, но на этот раз – уже неприятно. На улицах Дубно лежали умершие от голода люди, в том числе и маленькие дети. А когда Андрий дал кусок хлеба умоляющему об этом мужчине, он увидел, как несчастный скончался прямо на его глазах. Татарка говорит о том, что очень многие уже погибли, но жители не сдаются – на помощь городу уже идут польские войска.

Наконец, Андрий добрался до своей возлюбленной. Да, она уже не была так красива, так как голод измучил ее, но молодой казак был по-прежнему безумно влюблен в панночку. Он принес ей хлеб, и пока она ела, Андрий не мог налюбоваться. Вспыхнувшие между ними чувства были так сильны, что Андрий понял – он скорее отречется от всего, что было ранее ему дорого, чем еще раз оставит возлюбленную.

Через некоторое время служанка сообщила радостную весть: польские войска прибыли. Они уже везут в город пленных казаков.

Глава 7

Запорожцы, осаждающие Дубно, решили напасть на город. Тем временем Тарасу Бульбе доносят о том, что Андрий в городе и готовится к свадьбе. Тарас не верит в вероломство сына.

Уже наутро многих казаков убили во сне. Оставшиеся же решили не терять больше времени и пошли на поляков. Остап проявил себя в бою очень славно и его даже назначили атаманом вместо того, который погиб в битве. Остап оказывается мудрым лидером, который не позволяет своим подчиненным попасть под атаку со стен города.

Битва окончилась. Тарас Бульба получил подтверждение того, что Андрий действительно предал запорожцев и остался в городе с врагами. Тарас сильно гневается и думает о том, что панночка, охмурившая его сына, навлекла беду на головы их обоих.

Глава 8

К казакам приходит страшная весть. Оказывается, пока они были в военном походе, на Сечь напали татары и ограбили их народ. Казаки решают, что делать, и практически все считают, что нужно оставить Дубно и идти к татарам, возвращать украденное. Но Тарас Бульба не согласен. Он считает, что сначала нужно освободить тех их товарищей, которых пленили поляки.

В результате казаки решают разделиться. Часть из них отправляется с кошевым мстить татарам, другая остается освобождать плененных товарищей вместе с Тарасом Бульбой. Запорожцы шумно прощаются друг с другом. Те, кто остался, приняли решение ночью напасть на поляков – так больше вероятность, что враг не заметит, как передели их ряды.

Глава 9

В городе Дубно вновь нехватка пищи. Местные военные начальники узнают о том, что казаки скоро нападут на них, хотя их численность заметно уменьшится.

Во время битвы казаки сражаются отчаянно и даже восхищают этим поляков, однако их слишком мало, и им не устоять перед пушками. Тем временем Тарас Бульба замечает Андрия среди врагов – он выступил вместе с конным полком поляков. Андрий безжалостен по отношению к своим бывшим товарищам и рубит казаков направо и налево. Бульба догоняет сына и приказывает ему спешиться. Андрий теряет самообладание, но все, о чем он может думать – это о любимой панночке. Оскорбленный Тарас Бульба говорит знаменитую фразу «Я тебя породил, я тебя и убью!» и стреляет в сына. Андрий не раскаивается в своем предательстве, последним словом, которое он произнес, было имя любимой.

Во время битвы Тараса Бульбу ранят, и он падает с коня.

Несмотря на тяжелое ранение, Тарас Бульба выжил. Его привозят обратно в Сечь, но там уже все изменилось. Больше не было прежних казаков, ведь и те, кто отправился с кошевым к татарам, не вернулись. Подавленный, Тарас Бульба замыкается в себе и отдаляется от народа. Он все время думает об Остапе, плененном поляками. Бульба тайно пробирается в Варшаву (польскую столицу), хотя там за его голову назначена награда.

Глава 11

В Варшаве Тарас Бульба просит освободить Остапа. Но поляки отказываются, так как на следующее утро Остапа должны казнить. Все, что они готовы сделать для Тараса – это дать ему в последний раз увидеть сына на рассвете. Бульба делает попытку тайно проникнуть в тюрьму, переодевшись поляком, но их раскрывают, так как казак не в силах сдержать свой пылкий нрав.

На следующий день Остапа ведут на казнь. Он не знает, что его отец в Варшаве, и без какой-либо надежды взывает к его имени. Тарас Бульба отвечает сыну, тем сам подарив ему успокоение перед смертью. Поляки пытаются поймать Тараса, но он стремительно скрывается.

Глава 12

После казни Остапа сердце Тараса Бульбы совсем зачерствело. Вместе с казаками он раз за разом нападает на Польшу и безжалостно губит своих врагов. Со своим войском Тарас Бульба сжег 18 польских городов и дошел до Кракова. В одной из самых кровавых битв, длившейся четыре дня, Тараса Бульбу пытаются схватить. Казаки терпят поражение и пытаются спастись бегством, а Тараса пленят, когда он ищет потерянную в траве трубку. Его казнят сожжением на костре, но напоследок Тарас Бульба успевает подсказать своим товарищам, что им лучше спасаться по реке.

Оставшиеся в живых казаки смогли уйти по воде. Память о Тарасе Бульбе, славном атамане, навсегда осталась в их сердцах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector